Уроки дизайна вышивки: ботанический конструктор
Уроки дизайна вышивки: ботанический конструктор
Поскольку мое первое образование инженерное, то мой метод разработки рисунков и орнаментов в некоторой степени схож с конструированием механизмов. Но не пугайтесь, в итоге мы получим не чертежи трактора, а прекрасные цветочные узоры и композиции.
Мы будем создавать с вами «Ботанический конструктор», который позволит нам легко, используя простые цветочные мотивы, создавать бесчисленное разнообразие дизайнов вышивки. Метод проверен на тракторах, работает безупречно
На этом уроке мы изучим «конструкцию» и «детали» цветов, что такое декоративная композиция и орнамент, а также узнаем их главную тайну. В принципе, дальше можно на уроки не ходить, а начать уже творить свои дизайны для вышивки.
Где взять вдохновение
Для чего мы хотим украсить что-либо вышивкой? Чтобы стало красиво! Что же такое красота? Красота — это гармония и совершенство, дающее нам эстетическое наслаждение. В этом определении как минимум четыре философских категории, каждая из которых так же непонятна, как и объект, который они описывают. Где взять вдохновение для создания красоты? Для ответа на этот вопрос воспользуемся другим методом — древним и надежным. Представьте себе что-то невероятно красивое именно с вашей точки зрения, от чего дух захватывает и слезы на глазах от восторга (ваша новая губная помада или кабриолет соседа :) А теперь запомните это чувство, зафиксируйте его, а на место первоначального объекта обожания в уме подставьте пока неясный образ вашего будущего дизайна для вышивки. Вот с таким настроем мы и начнем его создавать. Чувство это держите всегда при себе во время творчества. Это будет ваша Муза, без нее ничего хорошего не получается, только с ней. На этом вводная часть закончена, перейдем к делу.
Главная идея этого метода создания декоративных композиций и орнаментов — с помощью набора исходных простых элементов, комбинируя их в различных сочетаниях, создавать последовательно более сложные декоративные структуры.
Итак, отправляемся в сад, в лес или в интернет, находим красивый цветочек, веточку или ягодки.
Допустим, вам понравились вот такие цветы. Изучим их строение. Стебелек, венчик с лепестками, листья, бутоны, а может, уже и семена в коробочках или ягоды — все это простейшие элементы, то есть детали нашего конструктора. Чем больше деталей, тем большее число комбинаций мы сможем создать.
Нарисуем их по отдельности, можем добавить даже что-то такое, чего нет у этого цветка, но есть у других растений. Сейчас мы просто набираем детали. Я рисую на компьютере, чтобы было лучше видно, вы можете рисовать от руки на бумаге — результат будет даже лучше! Я использую упрощенные элементы, немного стилизованные. Вы можете рисовать более реалистично или использовать другой вид стилизации.
Начнем с простых мотивов (мотивы 1-го уровня). Мы нарисовали 3 венчика, 4 листочка, 2 бутона, ягодку и спираль-усик.
Это как гардероб для модницы — теперь мы будем комбинировать шляпки и платья, сумочки и туфли.
Мотивы 2-го уровня являются комбинациями мотивов 1-го уровня: это уже целые ветки и сложные листья, соцветия и кисти ягод. Смело, без робости и сомнений начинаем комбинировать венчики с листочками, дополняя наряд бутонам и ягодами, меняя сочетания и количество элементов наряда, изгибая стебель в разных направлениях (представим, что это у нас не цветочек, а модель на фотосессии)
Мотивы 3-го уровня — это уже более сложная комбинации мотивов 1-го и 2-го уровней. Это как фотография подружек с выпускного бала — все красавицы, в разных платьях, и все вместе.
Чтобы получить мотивы 4-го уровня, мы должны просто скомбинировать несколько мотивов 3-го уровня. В принципе, таким методом можно создать и мотивы 10-го, и 100-го уровня (если есть в этом необходимость :), но в большинстве случаев 3-4-го уровня достаточно.
Мы получили первые варианты декоративной свободной композиции. Мотивы в свободном стиле созвучны японским гравюрам — они ассиметричны, выражают движение и изменчивость природы. Мы можем остановиться на этом этапе, поместить наш мотив на диванную подушку или салфетку — это уже красиво. А можем пойти дальше.
Тут начинается волшебство, потому что приходит симметрия. В некотором смысле это загадка природы — каким образом ритмичные повторения практически любого мотива дают ощущение гармонии? Существует большое количество типов симметрии, основные из них мы изучим далее. Нашу симметричную композицию можно сравнить уже с танцем кордебалета — танцовщицы прекрасные, в одинаковых платьях, движения синхронные. Красоту симметрии особо ценили в древней Греции. Считалось, что симметрия дает спокойствие и законченность композиции. Она часто встречается в природе, а значит, является одним из ее фундаментальных законов. Истины ради, уточним, конечно, что абсолютно идеальная симметрия в природе — вещь редкая (но это заметно только при тщательном рассмотрении).
Мотивы могут быть организованы в бордюры, розетки или мозаики (еще называют паркеты). Эти формы также можно комбинировать, создавая бесчисленные варианты дизайнов.
Вот мы и узнали главный секрет декоративной композиции и орнамента: все сложное состоит из простого!
Конечно, есть еще законы композиции, законы цветовой гармонии, но главный принцип мы открыли — принцип конструктора. Теперь — за дело! Идем точить и фрезеровать, то сеть рисовать детали цветов, а можно не только цветов, а всего, что нравится.
Вы можете подумать, что это только на компьютере так легко можно создавать симметричные орнаменты — не печальтесь, если у вас нет графической программы для работы — мы освоим простой метод создания орнаментов и декоративных композиций с помощью нашего конструктора вручную, используя традиционный метод работы с прозрачной калькой.