Уроки дизайна вышивки: неполная симметрия
Уроки дизайна вышивки: неполная симметрия
Неполная симметрия, или Разнообразие в единстве.
В этом уроке мы узнаем правило всех модников — как привлечь к себе внимание и стать незабываемым:)
Вы обращали внимание, что симметричные объекты воспринимаются как-бы целиком, а объекты лишенные симметрии мы рассматриваем дольше, исследуем каждый элемент. Есть и промежуточный вариант — неполная симметрия, когда отдельные элементы (мотивы) несколько отличаются друг от друга, но упорядочены симметричной структурой всей композиции.
В начале 20 века были проведены исследования, согласно которым степень запоминания бъектов увеличивается примерно на 50% при двукратном просмотре. Однако, при незначительном изменении объекта при повторном показе степень запоминания увеличивается уже на 160%! Это хорошо используют модники, меняя часто наряды — они обращают на себя внимание и увеличивают уровень собственной незабываемости:) — вроде бы тот же человек, но каждый день немного другой. Мы тоже можем приментить эту уловку при создании декоративных композиций.
Допустим, вы встретили на улице Петю и Ваню — двух братьев близнецов. Скорее всего, они привлекут ваше внимание больше, чем, если бы вы встретили одного Петю. Вы начнете их рассматривать... потому что вы будете искать отличия! Но, не найдя отличий, вы восхититесь творением природы и мастерством мамы, которая их все-же как-то различает. Однако, если бы вы встретили команду футболистов, полностью состоящую из братьев - близнецов, думаю, вам стало бы скучно смотреть матч с участием этой команды. Таково свойство нашей психики. Повторения дают спокойствие, но чрезмерное спокойствие приносит скуку. Мы же хотим одновременно и спокойствия и разнообразия.
Рассмотрим другой пример.
На следующий день вы также встречаете Петю и Ваню, но, мама переодела Петю в другую футболку — вы сразу это заметите! И уже братья выглядят намного интереснее — вы видите отличия и сходство одновременно. Вроде бы все симметрично и поровну, но есть и что-то индивидуальное. Вид симметрии, в котором сохраняется общее визуальное соответствие элементов, но есть незначительные отличия, мы будем называть "неполной симметрией" .
Обратите внимание, что в природе такой вид симметрии преобладает — среди цветов одного сорта вы не найдете точных копий, также отличаются друг от друга листья на одном дереве, камни на морском берегу, собаки одной породы, воробьи в парке и ягоды клубники в корзинке. В этом примере мы сделали симметрию неполной, сохранив форму элементов, но изменив цвет некоторых деталей. Это неполная цветовая симметрия.
А вот еще один вариант.
Маша пошла на прогулку со своим братом Сашей. Как видим, фигурки очень похожи, но имеют отличия в деталях формы. Однако, их цветовые схемы полностью совпадают. Использованы не просто цвета из одной палитры, но и их расположение на фигурках абсолютно идентичное. Это тоже можно назвать неполной симметрией, поскольку, как и в предыдущих примерах, соблюдены равенства размеров, пропорций и общих очертаний. Назовем ее "неполной симметрией формы". Орнамент из таких элементов будет гармоничным и интересным, но, менее подвижным как в случае с неполной симметрией цвета.
А теперь посмотрите на этот пример — теперь Ваня пошел гулять и встретил свою соседку — маленькую Машу.
На данной картинке еще больше различий чем на предыдущей, но есть также и то, что позволяет нам чувствовать некую симметрию. Что же похожего в этих фигурках? — общие очертания, размеры, пропорции и стиль изображения. Различия — детали формы и цвет.
Если мы составим симметричную композицию из таких элементов, то она будет гармонична как минимум по причине симметрии самой структуры. Отличия фигурок сделают изображение более интересным, привлекут внимание зрителя.
На рисунке внизу вы видите общую схему симметрии нашей композиции. Это последовательные преобразования отражения и вращения. Только, в нашем случае (с Ваней и Машей), у нас не полная зеркальная симметрия, а с небольшими отличиями в цвете и форме (неполная симметрия цвета и формы). В этом состоит метод, который мы обсуждали на предыдущих уроках - прежде всего мы должны построить и сбалансировать общую структуру, а затем наполнить ее деталями. Уже только этот прием позволит нам добиться равновесия и гармонии в самом начале разработки рисунка для вышивки (и не только вышивки).
Ну вот мы и изучили основные принципы конструирования декоративных композиций. Похоже, что есть во всем этом что-то магическое, что трудно объяснить простыми правилами построений. Сейчас часто цитируют фразу Оноре де Бальзака: “Вселенная – это разнообразие в единстве”. Думаю, что это так. Мы все разные, но не слишком — мы имеем общие очертания, но отличаемся в деталях. Мы живем вместе, организуя различные структуры, как затейливые орнаменты. Если бы мы все были одинаковы — мир был бы похож на оберточную бумагу, какая была бы скука! В то же время, у нас много общего, наша глубинная сущность одна. Мы водим хороводы жизни, не замечая порой красоту и сложность нашего общего танца, потому что смотрим только себе под ноги. Для кого же наш танец — для птиц?