Уроки дизайна вышивки: композиция
Уроки дизайна вышивки: композиция
Композиция, или Умение живописно формулировать мысли.
В этом уроке мы начнем "говорить" с помощью рисунка. Урок будет философски-рукодельным, достаточно возвышенным и одновременно практическим.
Наверное, все вы слышали старый анекдот, в котором ребенок не говорил до 16 лет только потому, что все его устраивало, чай был в меру горячий, а суп в меру соленый, то есть ему попросту незачем было говорить и общаться. Так и в рисунке — чтобы что-то нарисовать, вначале должно возникнуть желание поделиться эмоцией или идеей с другими, то есть должна быть осознанная мысль, которую вы хотите выразить. Если мысли нет, то и рисовать нечего, либо рисунок получится подобным пустой болтовне, и вряд ли в нем случайным образом обнаружится то, чего не было в голове его создателя. Другое дело, когда идея есть, а вот выразить ее сложно. Эта проблема — не проблема, а дело техники, которой учатся, и которая не так уж сложна.
Посмотрите на эти три картинки с одуванчиками. Вы замечаете разницу в настроении? Слева — сочные молодые одуванчики, начало мая, по-видимому, солнечный день — бодрость и беззаботность. На картинке в центре — легкая ностальгия, весна уходит. А на рисунке справа — сказочность, бутоны, цветы и пушистые шапочки — все вместе, все в одном изящном танце. Думаю, что если поменять картинки местами, то и текст не обойдется без корректировки, так как рисунки имеют ярко выраженное настроение. Этим настроением и обусловлен выбор форм, линий и цвета, которые все вместе можно назвать композицией.
Каждый элемент рисунка — это нарисованное слово, с помощью которого, вы выражаете свою мысль. Подумайте, что вы хотите нарисовать: радость, нежность, тишину, спокойствие или движение? Как вы хотите об этом сказать (то есть нарисовать, конечно) — коротко и ясно, как народная пословица, или образно, с недосказанностью, как японская поэзия, а может вы хотите нарисовать и вышить целый роман со сложным сюжетом? Как минимум, секунд 10 - 15 вы должны потратить на обдумывание (можно, конечно, и несколько больше :) Относительно речевого процесса обычно рассматривают обратное движение, когда образ первичен, а слово вторично. Ну, это опять семиотика :) Мы же с вами будем говорить не словами, а рисунками.
Как только мысле-образ сформирован, можно сразу приступать к рисованию. Теперь мы можем воспользоваться методом, которым обычно пользуются дизайнеры интерьеров, когда к ним приходят заказчики. Обычно клиенты говорят так: "..хочу... что-нибудь такое, ... чтобы было свежо и уютно.." В уме дизайнера возникает салатово-розовое пятно размытых очертаний. Он начинает всматриваться в него, параллельно задавая клиенту наводящие вопросы, так сказать, наводя резкость изображения: "В каком стиле, каков бюджет..?" — и тому подобное. Так и мы, вначале постараемся увидеть как бы издалека нашу конечную цель, постепенно подходя к ней ближе, пробираясь сквозь туман сомнений и нерешительности.
Например, если мы решили сделать рисунок для диванной подушки, варианты нашего первоначального образа могут быть такими (если мы предпочитаем геометрическую правильность)
Или вот такими, если нам больше по душе свободные формы
Теперь, мы уже как ландшафтные дизайнеры, можно сказать, разметили зону газона и цветника. Газон для нас — это области белого цвета, их мы трогать не будем. А цветник — это области серого цвета, которые мы должны оживить, заполнить прекрасными цветами (а может и не цветами) и наполнить радостью (или спокойствием — по желанию :)
Начнем делать первоначальные наброски. Разметим движения стеблей, положения головок цветов, направления основных листьев. В этом примере мы рассмотрим построение свободной композиции, т.е. в каждой области серого цвета мы будем располагать наши элементы не симметрично, а произвольно. Даже на рис. А и С, на бордюрах, мы использовали не повторяющийся орнамент, а дали свободу стеблям цветов. Как видите, практически любая фигура с легкостью может быть заполнена цветочными мотивами. Рисунки такой сложности вам по силам, даже если вы только сегодня утром купили себе первый карандаш.
Рассмотрим более подробно процесс заполнения круглой формы. В данном случае это будет витиеватый узор, но, также можно заполнить форму и более натуралистично, расположив цветы так, как вы их видите в природе.
Рис. А — главное движение стебля, основа композиции, наш замысел. Постепенно мы начинаем уточнять его, добавляя новые "фразы" — элементы узора: более тонкие веточки, положения головок цветов, направления крупных листьев (рис. В-D). На этом этапе мы создаем базовую структуру узора, основную концепцию нашей идеи. Рис. Е — уже сформулированная мысль. Теперь мы можем ее развивать, дополняя красивыми "словами" — цветами и листьями.
На рис. H и I — конечные варианты узора. Обратите внимание, базовая схема этих рисунков одна и таже — рис. Е, а вот вариантов ее заполнения может быть множество. Так ведь и в жизни — идея может быть одна, а высказать ее можно разными словами.
Этот метод построения свободной композиции также можно назвать "строительным" — мы как-бы строим наш рисунок, начиная с каркаса (рис.А), постепенно укрепляя и заполняя его структуру, делаем, так сказать, "обшивку", получая базовую модель — рис.Е (как здание без отделки). Этапы F, G, H — это процесс отделки.
Другой пример — заполнение квадрата. Этапы все те же: каркас, обшивка, отделка
В итоге мы получили весьма симпатичные варианты рисунков для центра диванной подушки. Настроение — легкое, светлое, радостное, как весенний ветер. Кажется, что дотронешься до цветочка — и все закачается, придет в движение. Мы могли бы сделать рисунок менее сложным по конструкции или более ярким по цвету — это уже дело вкуса. Общий принцип построения один и тот же:
Замысел (для какого изделия хотим создать рисунок, какое настроение хотим передать, какую мысль вкладываем).
Общая планировка изделия (разметка газона и цветника).
Создание базовой структуры для каждого мотива .
Заполнение структуры мотива деталями.
Тут вроде-бы самое время упомянуть о законах композиции. При такой формулировке похоже, что композиция - это парламент, издающий законы, обязательные для исполнения, а за неисполнение — штраф. На самом деле в рисовании не совсем так. Я бы сказала, что в декоративной композиции есть не законы, а свойства. Их можно сравнить со вкусами в кулинарии. Есть блюда, которые нравятся многим людям, их вкус признан классическим, а рецепты написаны во всех кулинарных книгах, но есть блюда поострее, или посолонее, или с новым вкусом, который вы никогда не пробовали. Может быть много ингредиентов или мало, один основной и немного специй, или настоящий винегрет. Все имеет право быть. Главное — это чувство меры.
В литературе можно найти такие примеры законов композиции:
- сбалансированность (равновесие);
- целостность;
- соподчиненность;
- и многие другие.
Для тех, кому интересно серьезно разобраться с этой премудростью, могу посоветовать следующие книги:
Евгений Кибрик — Объективные законы композиции в изобразительном искусстве;
Рудольф Арнхейм — Искусство и визуальное восприятие;
Калуст Даглдиян — Декоративная композиция;
Василий Кандинский — Точка и линия на плоскости.
Если же говорить по-простому, то совет один — во всем опирайтесь на свое чувство гармонии и здравого смысла, а также на свой вкус. Если все делать идеально по правилам, то у всех должны получаться примерно одинаковые работы, а мы ведь не к этому стремимся. В технике без этого не обойтись — есть правила и ГОСТы, чтобы все было унифицировано, удобно для производства и эксплуатации, а в художественном творчестве главное другое — выразить мысль и эмоцию, поэтому не может быть жестких правил. Это все равно, что придумать правила для создания мечты :)
Однако, пару примеров все же рассмотрим.
Сбалансированность.
Рис. А может показаться несколько несбалансированным, кажется, что этот букетик должен начать наклоняться влево, потому что его левая половина явно визуально "тяжелее". На рис. В — один из вариантов балансировки изображения с помощью небольшой гири. Вроде, теперь все стабильно. Если гиря не входит в ваш замысел, можно попробовать уравновесить композицию, добавив в правую часть крупный яркий цветок. Это тоже создаст оптический "вес". Сразу открою большой секрет. Рис.А кажется неуравновешенным, если мы его рассматриваем как свободную, отдельно взятую композицию. Если же мы используем его как мотив для симметричных построений, то он очень даже годится и без балансировки (пример рассмотрим в следующем уроке).
2. Целостность.
На рис. А мы видим рассыпанные цветы, они как прохожие на улице — идут по своим делам в разные стороны, говорят о своем. На рис. В — присутствует целостность, цветы — как певцы в хоре, собраны вместе. У каждого свой голос, но поют одну песню. Нельзя сказать, что вариант А менее правильный, чем вариант В. Они оба хороши, просто отражают разные идеи. Что вам больше нравится: цветы на лугу, или цветы в букете?
3. Соподчиненность
Этот пример во многом напоминает предыдущий, но есть принципиальная разница. На рис. А мы видим головки белого клевера, произвольно разбросанные по полю рисунка, на рис. В — те же цветы клевера, также разбросаны, однако они уже являются частью общей композиции с букетом. Букет — это стержень композиции, ее смысловой центр, а головки белого клевера выступают в роли дополнения, подчиняются главной мысли. Как видим, и в этом случае нельзя сказать, что какой-либо вариант предпочтительнее — оба могут быть использованы для своих целей.
На этом сегодняшний урок заканчиваем, но тема декоративной композиции будет продолжаться и далее — в каждом уроке мы ее будем немного расширять и дополнять. Не забудьте главную мысль — не технические приемы определяют красоту, а ваша идея, которой вы хотите поделиться с миром.