Лакируем роспись по дереву алкидным лаком
Лакируем роспись по дереву алкидным лаком
Сейчас буду рассказывать, как я лакирую свои расписные деревянные работы на примере 10-местной Эвенской матрешки. Очень важный этап в лакировке – подготовительный, поэтому на нем я остановлюсь подробно. Расскажу все нюансы, и постараюсь написать по делу, не растекаясь мыслью…
Итак, если мы запланировали сегодня лакировать, то нам нужно правильно подготовиться. Лакировка – последний этап. Ею можно завершить работу красиво, а можно испортить. Но пессимизму не место здесь! Даже если подпортили вещь, все в наших руках. Все, что мы делаем вручную, можно исправить. Пока цела заготовка, ничего не потеряно :)
Что включает в себя подготовка.
Выбираем день, когда мы никуда не спешим. Нужен хороший дневной свет и место у окна. Можно еще подсветить настольной лампой. Но основной свет – дневной. Погода не должна быть дождливой. Зимой проще, еще и отопление работает. Снег нам не помеха. А летом дождь дает сырость дома, и лак будет сохнуть дольше в 2 раза. За это время он насобирает на себя волосинок и пыли. Тщательная уборка всей квартиры/дома/комнаты. Пылесосим, моем, вытираем пыль. По возможности, убираем все тряпки из той комнаты, в которой будем лакировать. В этой комнате не должно быть коврового покрытия. Пусть это будет кухня. Самый пропылесошенный палас дает очень много волос в воздухе. Они потом сядут на работу обязательно. Своя одежда должна быть без ворса. Лучше всего много раз перестиранная домашняя. Если дома животные, не пускаем их в нашу комнату. И вообще, никого не пускаем. Во-первых, чтоб не поднимали пыль, во-вторых, чтобы нас не отвлекали и рука не дрогнула. Теперь мы подготовим материалы.
Нам потребуются:
Клеенка застелить стол, кисть синтетическая с мягким волосом, лак алкидно-уретановый глянцевый, уайт-спирит и тряпка. Все банки протереть влажной тряпкой (от пыли).
Лак я использую алкидно-уретановый КИРИ (Тиккурила). Он снят с производства, но у меня еще есть. Он шикарный, супер-глянцевый и прочный. Можно применить яхтный Уника (Тиккурила). ПФ-283, в принципе, можно, но он желтит. Лучше всего брать импортные лаки. Они не желтеют со временем, слабее пахнут и легче в работе. Лично я финишный лак кладу всегда только алкидно-уретановый. Можно использовать глянцевый, можно полуматовый.
Кисточки нужны только с мягким волосом. У меня эти очень мягкие. Одна «Соннет» №20, а вторая китайская, очень мягкая. Если волос жесткий, будут видны бороздки от кисти на лаке, и они не успеют выровняться до высыхания. В идеале кисточка должна быть новая, только что из упаковки, тогда она без пылинок. Если она не новая, ее надо хранить в пакете, чтобы она не собирала пыль. А если она стояла в банке всем ветрам наружу, то ее надо тщательно промыть и высушить. Иначе пыль с нее перейдет на лак и испортит работу. А пыли там много, и она обязательно ляжет буграми на работу. Проверено
Лак в банке всегда слишком густой для первого слоя. Дело в том, что первый слой лака должен немного впитаться в краску. Его надо делать очень-очень тонким. Последующие слои – гуще. Первый слой я развожу на глаз, но не более 30%, а то останется один разбавитель. Последующие слои разбавляю совсем немного, только чтобы удобно было работать кисточкой.
Разбавленный лак отливаю в чистую жестяную банку. Разбавлять лак лучше вот таким уайт-спиритом. Это финский, Тиккурила. Он слабо пахнет пихтой, и он чище. Наш больше подходит для мытья кистей. Можно взять художественный пинен или очищенный скипидар из аптеки. Строительный скипидар уж очень сильный запах имеет, и может испортить лак.
Теперь можно приступить к лакировке.
Аккуратно, но ловкими движениями, не тянем время, но и не спешим излишне. Тут уже дело практики. Лак сохнет долго, но схватывается очень быстро. В идеале надо успеть покрыть лаком всю деталь, пока лак еще «живой». По сути, мы наливаем тонкий слой лака и разравниваем его по всей поверхности. Но очень тонким слоем! Будет 3-7 слоев, но не пытайтесь это сделать за один раз. Обязательно появятся наплывы. Вроде все размажешь ровно, работа постоит, а потом смотришь – стекла капля, вылез коварный наплыв. Что с ним делать, напишу ниже. Но если слой тонкий, наплывов не будет. Здесь надо смотреть и тренироваться и ничего не бояться.
Вот так я раскрываю мотрей, и каждую половинку лакирую отдельно.
Картонкой переношу половинку матрешки на стол. Руками ее взять уже никак не получится
Самую маленькую надеваю на шило. Ее можно окунуть в лак, но мне больше нравится кисточкой. Не придется снимать лишний лак потом.
Ну вот и все. Стоят, хохочут на столе и сохнут. День солнечный, как и большинство дней во Владивостоке (вопреки мифам о «плохом климате»), очень сухой воздух, температура в помещении + 24. Идеально для лакировки!
Теперь нужно оставить матрешек так до вечера. Часов через 5 к ним можно будет аккуратной прикасаться. Поверхность лакового слоя превратится в пленку. Брать в руки можно только на следующий день. А пока пусть стоят.
Окно открывать нельзя, чтобы сквозняк не принес пыль на лак. У эвенок черные волосики. Каждая пылинка сразу видна. Уходим из комнаты. А если не уходим, то передвигаемся без ветропросвиста (слово И. Северянина :)) Я ушла по делам до вечера, а сейчас пишу этот мастер-класс. Теперь открываю форточку и проветриваю комнату. Тиккурильские лаки пахнут не очень сильно по сравнению с многими другими. Завтра я матрешек соберу и поставлю досушиваться. Всего я планирую сделать три слоя лака. Эту процедуру повторю через 4 дня.
Кисти моею в уайт-спирите/растворителе 646/ацетоне. Потом в мыльной воде.
P.S.
Что делать, если образовался наплыв. Если это первый слой лака по краске, то не ругаем себя, а спокойно высушиваем лак полностью (неделю). Наплыв высохнет, и его можно будет аккуратно снять наждачкой. Можно будет так же срезать лезвием и зашкурить это место. Шкурку надо брать автомобильную или для полировки ногтей, то есть очень мелкий абразив. Строительной такой не видела.
Если наплыв на втором слое лака, берем тряпку с уайт-спиритом и смываем полностью новый слой лака. Предыдущему ничего не будет, так как он уже высох. Главное, взять уайт-спирит, а не растворитель 646 / 647 или ацетон. А то всей росписи конец, смоется до дерева. Уайт-спирит – это разбавитель (не растворитель).
Если во время лакировки сел волос, его надо быстро снять иголкой или кисточкой. Если лак только-только положен, эта бороздка от волоса успеет затянуться. Если лак начал схватываться, то этот слой будем исправлять. Смотреть выше :) Поэтому в день лакировки мы никуда не должны срочно бежать. Нужно заложить время на исправление косяков.
Лакировка – это отдельный непростой этап производства. Например, в Жостово, в Федоскино и на мебельных фабриках есть специальные комнаты и цеха для лакировки. Там пульверизаторы, камеры с парами разбавителя, печи, сушилки. А мы проводим его дома. В принципе, очень даже успешно получается :)
Прошу не обращать внимания на неокрашенные донышки матрешек. Это особенность моей последовательности работы. Я донышки крашу и лакирую потом, в самую последнюю очередь. Просто мне так нравится, чтобы еще можно было браться за дерево, не боясь испачкать во время всех манипуляций.
И в завершение. Ничего не надо бояться. У меня сколько раз последний слой оказывался не последним. То волосина сядет, то рукой задеваю и сдираю свежий лак, то уроню на брюки и соберу весь мусор. Ничего страшного, счищаем и мажем заново. Ну, или сушим, шкурим и делаем финишный слой. А если предыдущие подшкурены, то финиш ложится еще красивее. Если поставить цель красиво залакировать вещь, то это обязательно получится