Быстрая роспись по дереву
Быстрая роспись по дереву
Материалы: деревянная заготовка, пастель, пастельные карандаши, фиксатив, лак для волос, акриловый лак, металлофурнитура, вощёный шнур, акрил
Процесс:
Сразу же и, как всегда, оговорюсь, что не следует воспринимать все дальнейшее слишком серьезно :) У мастер-класса, помимо очевидного результата в виде летучей овцы, есть и вторая, секретная цель. А именно — расслабить уставшие от работы и быта булки взрослого мозга и вспомнить детство, когда рисовалось — легко, радостно, чем и на чём попало
Овца на деревяшке нарисована пастельными карандашами и пастельным мелком :) Серьезных навыков рисования для этой работы не требуется, равно как и «серьезных» материалов. Масло, тройник (который разбавитель, а не штепсель), беличьи кисти-нулёвки — нет, спасибо, не сегодня.
Вопрос — а чем хорош этот метод?
Ответ — быстротой!
Пастель (и цветные карандаши до кучи тоже) в принципе «быстрый» и материал, за что очень любима моей внутренней улиткой. Т.е. нам не надо пару суток просушивать слои, как с маслом. Или опасаться «ляпнуть» что-нибудь не туда акрилом и переделывать потом (ну да, у меня и внутренняя чихающая всегда не вовремя панда тут имеется).
Начали?
Берем деревяшку — диаметр (это диаметр? С геометрией шапито не дружит) — примерно 5 см. Прошу прощения за качество фото — снимала глубокой ночью под лампой.
Деревяшку нужно хорошо зашкурить, чтобы поверхность была не полированная, а такая… Шероховатая слегка, как вся наша жизнь :) Это нужно, чтобы пастель (карандаши) «зацепились» за поверхность.
Подойдет и покрупнее зерном, главное, повторюсь — содрать всю возможную полировку и почувствовать, что называется, нутром и кончиками пальцев, что наш «холст» шершавенький.
Теперь берем (и даже хватаем) всегда валяющуюся где-то поблизости тетрадку для всяких художественных непотребств и, высунув язык и выпучив глазик, изображаем Овцу
Овцу можно рисовать сразу «в масштабе» запланированной деревяхи, либо больше, либо меньше — как удобнее лично вашему внутреннему Ван Гогу :) Если рисунок получился больше-меньше нужного формата — ноу проблем, фотографируем его, загоняем в матрицу, то бишь в комп, в фоторедакторе ваяем нужный нам размер, потом гасим в комнате свет, кладем бумажку на экран и обводим рисунок, словно с оконного стекла. Ну, или просто распечатать шаблон в нужном размере (если жаба не против тратить дорогущие чернила).
Несколько замечаний относительно того, как рисовать мультяху, а точнее — примитивную (наивную) стилизацию какого-либо объекта, в данном случае — овцы. С моей «кочки зрения», основное правило здесь ровно одно — гиперболизация, проще говоря — преувеличение ряда деталей, таких как глаза, уши, нос (ноздри). Голова в целом тоже рисуется крупнее, чем в «реализме».
Все линии упрощаются, к примеру, ножки рисуются «столбиками» (чего на самом деле не бывает даже у слонов).
Еще один лайфхак по примитивизации — представьте себе, что ваш персонаж-зверюшка — это человечек, только в таком вот «четвероногом» форм-факторе, подумайте, какой у этого человечка характер и настроение :) Реально помогает — проверено на себе :)
ЭнБэ: Когда совсем никак с рисованием (ну, бывает, ага) — выкапываем рисунок из сетевого «чернозема», главное — не берите слишком сложные рисунки, для начала — что попроще, варианты раскрасок для малышей тут будут в самое-самое яблочко.
Теперь предвижу вопрос—- как перевести шаблон на дерево? Отвечаю — аж три (3) способа.
Первый — просто аккуратно перерисовать на заготовку, остро заточенным простым карандашиком, сверяясь с шаблоном. Если что-то «уехало», то стереть неудачную линию с дерева можно обычной стирательной резинкой и перерисовать заново. Второй — положить шаблон на деревяху, закрепив, например, скотчем по краю, взять что-либо не слишком острое (дотс для маникюра, ручку с напрочь высохшим стержнем, затупившуюся штопальную иглу – у кого что там жаба складирует и обвести линии рисунка с довольно сильным нажимом (но постараться не порвать шаблон! Это не тот шаблон, который нужно рвать :) На дереве, если оно достаточно мягкое, будут такие «призрачные линии» рисунка. Третий — для пуристов. Ну то есть для тех, кто перфекционисты не только в финале, но и в процессе :) Значит — берем шаблон, закрепляем на заготовке, берем острую иглу и аккуратно прокалываем линии рисунка насквозь так, чтобы на деревяшке оставались микро (и даже нано) точечки. Короче, если у вас много свободного времени и внутренний енот-полоскун со стонами ищет себе работу — то этот способ для вас) Но не для меня — я пользуюсь первым, перерисовываю от руки.
Предвижу (о да, я экстрасенс) что мне сейчас скажут-скажут — про копирку. Да, можно, но — категорически не рекомендую. От копирки остаются очень заметные и чОрные, именно что чОрные линии, от которых трудно избавиться, они нагрязнят и прям-таки нагадят в работе и это не есть гуд. Так что копирки лучше не надо.
Линии — тоненькие, бледненькие, так и надо.
Еще одно важное (думается моему внутреннему ленивцу) замечание — рисунок переведен прямо на дерево, безо всяких предварительных ласк и прелюдий типа грунтовок-лакировок. В данном случае нам это все не нужно, сразу переходим к делу — рисованию-раскрашиванию :)
Берем мелки
Обычная пастель, продается поштучно в худолабазах. Быстро красим белым цветом тушку радостной овцы (да, это можно петь на мотивчик «утро красит нежным светом стены древнего кремля). Заодно красим и чёлочку
Теперь берем пастельные карандаши, потому что начинается «тонкая работа». Если нет пастельных — любые цветные мягкие карандаши, они тоже вполне подойдут. У меня вот пастельные такие, кохиноровские, мне, признаться, не особо понравилось, как они себя ведут на бумаге, а вот на дерево «зашли» просто-таки на ура.
Внимание: карандаши надо остро заточить, это нужно, поскольку работа маленькая и детали мелкие, «оковалок» не заточенного грифеля может «мазнуть» не там, где надо. Если таки «мазнуло» - аккуратно стираем резинкой. И этой же резинкой аккуратно подтираем карандашные линии рисунка прямо в процессе раскрашивания, чтобы они не просвечивали сквозь светлые цвета. То есть — стерли ма-а-а-ахонький кусочек контура — и сразу там закрасили. Если рисуем черного кота, то это не обязательно, но для светлых цветов лучше делать так (проверено, ага).
Сообразуясь с «художественным замыслом» и своими цветовыми предпочтениями, красим нашей овце улыбающийся хариус, ноги и копыта, что звездным светом у нее тут омыты :) Не забываем про развевающийся по небу хвостик :) Прорисовываем крылышки. Размазывать пастель можно ватной палочкой или кончиком мизинца, если есть необходимость размазать. Если есть растушевка — прекрасно, но и без нее неплохо получится :)
В общем, полностью делаем нашу мультяшную картинку. Вся работа занимает где-то минут двадцать, даже с учетом прорисовки черным карандашом тонких линий-контуров и прочих мелких деталей типа ресничек. Добавляем луну-месяц, звездочки и прочую «как бэ композицию» :) Сверху точечка — это намечено место грядущей дырочки для бэйла, чтобы не забыть про нее.
Потом красим месяц-звезды, это я уже кобыла забыла сфотографировать :)
Теперь предстоит важная задача — закрепить рисунок на носителе, то есть на деревяшке. Для этого берем лак для волос либо фиксатив для пастели. Хорошие фиксативы — это сеннельер и это далер-энд-роуни, они практически не меняют цвет пастели. Но они дорогие, увы, жаба плачет и шлепает лапой. Так что лак для волос — давний (еще с советских времен, тогда юзали «Прелесть») способ зафиксировать пастель, но лучше перед использованием проверить — сделать на светлой бумаге несколько линий теми же цветами, что у вас на картинке и «фукнуть» на них лаком, посмотреть, не затемнит ли. Обычно — не темнит настолько, чтобы это было критично для такой работы. Ну, мы же не стремимся передать тонкие оттенки закатных лучей на поверхности бурного моря? В общем, для овечки-примитива и лак сойдет. Наносим фиксатив или лак (лучше где-нибудь в ванной или там, где проветривается) примерно с расстояния сантиметров 15-20 на деревяшку. Ждем, когда высохнет — минут пять. Проверяем аккуратно кончиком пальца — пачкает рисунок или уже нет? Если еще остается на пальце пигмент — снова пшикаем и ждем пять минут, опять проверяем пальцем. Обычно хватает двух «пшиков» - фиксатив (лак) ложится поверх картинки и «припечатывает» ее к дереву. После этого смотрим, где чего не хватает — и если ну вот реально — не хватает! То поверх фиксатива дорисовываем нужные детали вторым слоем. К овечке я дорисовала немножко словно бы неба по краям кулона, чтобы придать больше объема. Размазала просто пальцем.
Вот тут уже овечка обработана фиксативом по двум слоям. Разница в цвете «до» и «после» фиксатива незаметна.
Теперь нам надо выждать еще минут 10-15, чтобы фиксатив окончательно высох. Следующий этап — окончательно закрепить изображение на деревяшке, делать это мы будем с помощью акрилового лака или уф-геля для маникюра, если лака обычного в хозяйстве не оказалось.
Какой именно акриловый лак использовать — вот здесь сколько людей, столько и мнений, и еще с полсотни сверху :) Про себя скажу, что для такого рода работ у меня Tury, зарекомендовал себя хорошо именно с точки зрения взаимодействия с любыми красителями и носителями. Т.е. ничего не размывает и не желтит. Чтобы проверить, как будет вести себя акриловый лак поверх пастели (карандашей) с фиксативом — просто проверить его поведение на той же «бамажке», на которой проверяли фиксатив. Нанести акриловый лак и посмотреть, что будет. Если цвет «поплывет» или фиксатив начнет скатываться (трескаться), да мало ли какие там «чудеса» еще могут приключиться (форумы по декупажу нам всем в помощь) — то берем другой акриловый лак, пробуем его. У меня «пробы» проходили штук двадцать разных этих лаков, могу эпос написать о всяких «акриловых чудесах», которые бывают, но — не здесь и не сейчас. Суть в том, что акриловый лак не должен конфликтовать с фиксативом.
Когда овечка пролачена в один слой, будет видно, что заготовка и изображение стали глянцевыми. Так оно и должно быть.
Лайфхак — чтобы быстро высушить акриловый лак, положите заготовку в коробочке на батарею либо в приоткрытую духовку с минимальной температурой. Просохнет очень быстро.
Еще один лайфхак — чтобы удобнее было лачить, к обороту заготовки приклеивается на двусторонний скотч «ножка» из чего-либо (крышка от лекарств, кусок твердой губки, размокающей в воде, что-то такое). За эту «ножку» заготовку удобно держать и заводить лак на обратную сторону.
Если используете прозрачный уф-гель — то вы, наверно, и так знаете, как им пользоваться :) Нанесли, размазали, подождали, пока растечется и выровняется — и под лампу, лучше дважды. Нормальное будет покрытие, прочное. Только (ква-ква!) — дорогущее :)
Теперь наносим последних штрих, вернее — последние точки в нашу картинку. С помощью белого акрила (или жидкости штрих, если акрила совсем нет) ставим блики в глазки овечки. В качестве кисточки используем зубочистку, иголку, дотс — что-то крайне тонкое. Блики придадут овечьей моське жизни и хулиганистости, также с помощью бликов взгляд как бы «направляется» в нужную сторону. Моя овечка уверенно и хулиганисто таращится только вперед! Наносить акрил надо именно на акриловый лак: если накосячим с размером точки-блика, то можно той же зубочисткой легко подправить косяк, не повредив сам рисунок пастелью, уже защищенный слоями лака. Сделали — ждем, когда точки высохнут, это быстро. Потом снова лачим акриловым лаком.
NB: Великий Дега, когда рисовал… Ой, прощу прощения — писал (он же художник, и не «внутренний», а самый что ни на есть гениальный) пастелью — использовал в том числе, к примеру, масло для нанесения финальных штрихов. Так что и нам не зазорно будет взять акрил, вот я к чему.
Ну явно же заметно, что с бликами овечка стала живой и хулиганистой?
Слоев лака теперь можно сделать, сколько хочется. Пока внутреннего художника не удовлетворит результат :) Перед нанесением финишного слоя надо не забыть сделать в кулоне дырочку для бэйла :) Для финишного слоя в вещах, предназначенных для ношения (в украшениях, короче), я использую самовыравнивающиеся акриловые лаки. Они есть художественные, к примеру, Маймери, есть паркетные, а в данном случае был использован автомобильный двухкомпонентный ультраглянцевый лак. Все инструкции, как пользоваться этими лаками, как правило, есть на банках, надо только включать мозги и брать поправку на небольшой размер изделия ) Как лачить и какой кистью — «думайте сами, решайте сами», тут у каждого свои предпочтения, не могу сказать, какой способ «зайдет» именно вам. Я, к примеру, иногда просто обезжиренным в спирте пальцем лачу :) Палец использую безымянный правой руки, с других почему-то дело сильно хуже идет :) После финишного слоя тщательно просушиваем работу, прячем ее подальше от пыли и шерсти домашнего зверья. В общем, пролачили, закрыли в коробку, положили на батарею — пусть себе отдыхает. Если финишный слой получился с дефектами — берем снова наждачку (мелкую), шкурим дефекты, снова лачим. Ну, кто декупажем занимался, тот, так сказать, врубается. Когда все просохло, берем бэйл, вонзаем его в дырочку, аккуратно зажимаем (пальцами или круглогубцами), вешаем овечку на веревочку
Чтобы веревочка не ездила, закрепила ее деревянной бусинкой, заодно и для «оживляжа». Можно идти выгуливать овцу :)
Если хочется делать не кулон, а брошь — то дырку не сверлим, а клеим последним этапом на «задник» заготовки основу для броши, клеить лучше какой-нибудь эпоксидкой, тогда будет намертво. Если магнит делаем — то клеим туда же магнит :)
Обязательно ли делать таким образом только что-то маленькое? Нет! Можно хоть доску разделочную разрисовать :) Вопрос только во времени и количестве расходников.
Только ли примитивы можно так рисовать пастелью-карандашами на дереве? Нет, что угодно.