Техника декоративной штукатурки "Ангел-хранитель"
Техника декоративной штукатурки "Ангел-хранитель"
Техника декоративной штукатурки позволяет создавать интересные фактурные изображения разные по объему и размеру. Я сталкивалась с этой техникой только в рамках небольших работ (картин), выполненных на ДВП или ДСП, поэтому описывать буду именно этот опыт. Техника не слишком сложная, хотя и требует некоторой усидчивости и навыков. Но откуда они появятся, если не пробовать. Поэтому очень рекомендую попробовать всем, кто любит экспериментировать и творчески развиваться. Правда, работа не для «торопыжек», придется повозиться не один день. Зато даже не сложные по композиции работы могут смотреться необычно. Единственное, что я бы могла порекомендовать новичкам - это повнимательней отнестись к колориту. Для начала можно оставить работу в белом исполнении или почти монохромной. Мне приходилось наблюдать, как интересные композиции легким движением кисти превращались в неудачные. Поэтому обращайте внимание на этот момент. Но все по порядку.
Эскиз
Работу над этой картиной я начала с разработки эскиза. Я думаю, что данная техника вполне может предусматривать и спонтанное творчество. Но это совсем другая история. Мой эскиз выглядел так.
Вы можете использовать свой авторский эскиз или выполнить работу по мотивам фотографии. Для первой работы лучше выбрать простую небольшую композицию, чтобы прочувствовать технику, ее возможности и сложности.
Материалы
Для выполнения работы «Ангел-хранитель» мне понадобились: ДСП размером 40*40см., бумажный скотч, нож канцелярский, шпаклевка клеевая (для финишных работ), мастихин, акриловые краски, кисти (щетина), наждачная бумага (мелкое зерно), лак водно-эмульсионный (акриловый), два шурупа, проволока.
Здесь нужно отметить, что раньше для декоративных штукатурок я использовала пасту акриловую рельефную, которую приобретала по недешевой цене в художественном магазине. В этой работе опробовала клеевую шпаклевку. И мне понравилось. И качеством и ценой.
Этапы выполнения работы:
На ДСП мастихином наносим первый слой шпаклевки. Распределяем ее равномерно по всей поверхности, при этом стараемся создать не очень объемную, но фактуру. Рекомендуемый слой обычно пишется на баночке. Я стараюсь, чтобы он не превышал 2мм. Не забываем покрыть шпаклевкой торцы картины. Ждем, когда шпаклевка полностью высохнет. При необходимости (если слой получился тонковат и где-то просвечивает ДСП) наносим еще один слой. Он, конечно, тоже должен высохнуть.
Делаем условную рамку для работы. Для этого размечаем ее на работе карандашом. И с внутренней стороны линии по всему периметру обклеиваем лентой бумажного скотча.
Наносим мастихином слой шпаклевки с внешней стороны скотча, образуя требуемую фактуру. Не забываем про торцы.Когда шпаклевка нанесена по всему периметру, аккуратным движением руки убираем бумажный скотч. И ждем, когда шпаклевка высохнет. После высыхания я повторила эту же процедуру (наклеивание бумажного скотча, нанесение шпаклевки, убирание скотча), потому что мне показалось, что бортик рамки получился тонким.
После высыхания работы можно пройтись по ней стирательной резинкой и жесткой кистью и убрать наметку карандаша.
Далее заполняем всю поверхность работы внутри нашей условной рамки бумажным скотчем. Делаем это с нахлестом в 2-3 мм.
Переносим основные элементы композиции на бумажный скотч. Можно это сделать карандашом в свободной форме, руководствуясь эскизом. Так делала я. А можно сделать картон (эскиз в натуральную величину) и перевести его на поверхность нашей картины при помощи копировальной бумаги.
Канцелярским ножом вырезаем крылья и голову ангела. Домик оставим на потом.
Наносим шпаклевку на освобожденные от бумажного скотча места. Мастихином формируем фактуру, напоминающую перья крыльев, поверхность лица делаем гладкой.
Защищаем часть картины между крыльями бумажным скотчем. Рисуем на нем домик. Вырезаем его, оставляя окошко. Также при помощи бумажного скотча формируем контур волос. Аналогичным образом рисуем и вырезаем контур цветов и птиц. Изначально, на эскизе мною была задумана ласточка, но в процессе работы она превратилась в небольшую стаю, то ли лебедей, то ли журавлей (кому как нравится). Работа сама подсказывает нам интересные решения. Нам нужно только научиться ее слышать и не бояться отступать от первоначальной задумки.
Снова беремся за мастихин и заполняем шпаклевкой все незащищенные скотчем места, формируя подходящие нам фактуры. В общем-то, вся дальнейшая работа будет происходить вышеописанным способом. Защищаем скотчем, то, что нужно защитить, рисуем, вырезаем, наносим определенным образом шпаклевку, убираем скотч, ждем высыхания.
Все фактуры выполняются одним мастихином. Хорошо использовать в работе разные фактуры, при этом каждую из них лучше бы применить не один раз. Как, например, волосы ангела, крыша дома, и трава имеют схожую фактуру. Так же как перышки ангела и элементы цветов. Так работа будет смотреться гармоничней.
Когда работа высохнет, можно пройтись наждачной бумагой по ее поверхности в тех местах, где это необходимо. Потом убрать пыль и крошки жесткой кистью. И можно приступать к работе с красками. Если, конечно, не возникает желания оставить ее в белом исполнении. Я выбрала для своей работы приглушенный бежево-коричневый колорит. Чтобы не ошибиться, рекомендую заранее сделать эскиз в цвете.
Сначала цвета получаются очень яркие и жесткие. Но вся прелесть декоративной штукатурки, помимо фактурности, как мне кажется, в интересной возможности снять часть краски (верхний слой) наждачной бумагой. Тем самым придается приглушенность колориту. Частицы краски остаются в углублениях шпаклевки, а интересные рельефы поверхности подчеркиваются белесоватыми разводами. Шкуркой работаем аккуратно, легко. Используем перчатки и кисть с жесткой щетиной, чтобы убирать пыль с работы.
Еще один момент. На эскизе я нарисовала ангелу лицо, а в работе оно отсутствует. Я пробовала его писать, но получалось не очень красиво. И тут вспомнились славянские обережные куклы, которым по традиции лица не рисовались (не вышивались), чтобы через глаза не проникли в них злые духи. Мой ангел-хранитель тоже своего рода оберег для дома, поэтому лицо иметь ему необязательно. Может, именно поэтому оно у меня и не получалось.
Последний этап — это покрытие работы лаком. Здесь есть несколько тонкостей. Во-первых, сначала покрываем белые участки, иначе часть краски будет перенесена и могут появиться неприятные разводы там, где это нежелательно. Если, конечно, подобные разводы не являются Вашей декоративной задумкой. И лак наносить нужно либо губкой, либо кистью аккуратными мелкими движениями, иначе могут остаться цветные следы от кисти. Обычно я покрываю работу в 2-3 слоя лака, с промежуточной сушкой. После его высыхания с обратной стороны можно ввинтить два коротких шурупа и приделать к ним проволоку. Или поставить работу на полку без каких-то креплений.