Серьги в технике сутажной вышивки
Серьги в технике сутажной вышивки
Материалы: сутажный шнур, бисер чешский, бусины, стразы пришивные, коннекторы для серег, швензы для серег, тонкий фетр, клеевой флизелин, мононить, ножницы, бисерная игла, клей момент кристалл, тонкогубцы
Процесс:
Однажды, зайдя в магазин с разной рукодельной мелочевкой, я увидела удивительно красивые коннекторы под античную бронзу. Тогда они не были мне нужны, но так понравились, что я без раздумий их купила, а к ним и швензы подходящего цвета (спасибо, внутренний хомяк). Долгих два года лежали они вместе со всей остальной фурнитурой, пока неожиданно в процессе работы над другим украшением не попались мне на глаза. Вот они крупным планом. Правда, красивые?
Эскизы я делаю не всегда — только в случае, если не вижу по раскладке камней общую картину. Да и обычно это бесполезно, потому что сутаж — материал довольно своенравный и зачастую сам задает форму либо я решаю что-то изменить. В случае с этими серьгами эскиз я не делала. Покажу только общую раскладку, чтобы составить представление
Я остановилась на варианте с зеленоватым камнем, это сочетание показалось мне более выигрышным. На фото он слева.
Первым делом нужно прикрепить камень к основе. В качестве основы можно использовать кожу или фетр, но мне эти варианты не нравятся из-за их мягкости и пластичности, поэтому я использую склеенный в несколько слоев флизелин. Основа получается тонкая, но при этом плотная, хорошо держит камни, и к ней удобно пришивать сутаж. Для шитья использую мононить. У нее очень маленькие узелки, поэтому нить необходимо закрепить на основе несколькими стежками. Затем пришиваю камень. Можно его дополнительно подклеить, если камень тяжелый или сложной формы, в данном случае это не требуется.
Далее нужно обшить камень сутажем. Будем использовать три цвета, те же, что и цвета бисера и камней: красный, голубой и металлизированный золотой. Отмеряем отрезок сутажа, необходимый для обшивки трех камней и оплавляем концы, чтобы они не лохматились в процессе шитья. Можно также хорошенько промазать концы сутажа клеем, но я не очень люблю с ним возиться, поэтому оплавляю зажигалкой.
Я начинаю обшивать снизу, визуально определяю середину камня и вывожу иглу максимально близко к нему. Можно пришивать сразу все три отрезка тесьмы, если хватает сноровки, а можно по одному. Я буду пришивать по одному, сначала — красный. Сутаж нужно пришивать, выводя иглу строго через «бороздку» в середине, чтобы скрыть шов.
Обшиваем таким образом камень до острой вершины и оставляем концы сутажа свободно болтаться, позже они нам понадобятся. Далее — металлизированный золотой сутаж. Мне показалось, что он немного освежит сочетание красного с голубым и добавит изюминку. Выводим иглу через бороздку красного сутажа и пришиваем к нему золотой. Концы золотого сутажа также пока оставляем свободными.
Следующий цвет — голубой. Выводим иглу через бороздку золотого сутажа и пришиваем. Здесь нужно шить очень аккуратно острой иглой, потому что металлизированный сутаж очень жесткий, ниточки любят топорщиться.
Аккуратно ножницами обрезаем излишки основы, иначе они будут мешать в дальнейшем.
Откладываем пока этот элемент в сторону, но он еще не закончен.
Теперь нужно подготовить еще два красных кабошона. Пришиваем их к основе.
Основу необходимо подрезать по форме капли, отступив от кабошона 5-7 мм. Далее свободными концами сутажа с одной стороны начинаем обшивать красный кабошон, начиная с вершины, чтобы получить своеобразный трилистник. На этот раз я прошивала все три отрезка сутажа, а не по одному, как в начале.
Обшиваем кабошон до вершины, оставляем концы сутажа свободными, подрезаем излишки основы.
С другой стороны аналогичным образом пришиваем второй красный кабошон, концы сутажа также пока не закрепляем:
Получился стилизованный трилистник, но ему необходимо придать более четкую и симметричную форму. Для этого с изнаночной стороны нужно аккуратно стянуть «лепестки» между собой, чтобы прижать их друг к другу.
Теперь нужно закрыть пространство вверху элемента и спрятать концы сутажа. Для этого выводим иглу с нитью через бороздку сутажа с изнанки наружу, прошив все три слоя, и надеваем бусину. Примеряем голубой сутаж, обмотав им бусину, прошиваем сутаж, отступаем 1 мм и проводим нить через бусину обратно на изнаночную сторону. Хвостик голубого сутажа закрепляем с изнанки.
Аналогичным образом пришиваем и крепим золотой сутаж, и затем красный.
С противоположной стороны так же вшиваем бусину. Вот, что получилось в итоге. Пришиваем красную бусину там, где осталось свободное пространство в середине и голубые бисерины по желанию
Далее край центрального голубого кабошона нужно обшить голубым бисером. Я делала это американским способом — бисеринки дырочками вверх. В данном мастер-классе я не буду подробно останавливаться на этом моменте, и на этом сайте, и на просторах интернета достаточно информации о том, как это сделать.
Затем по краю голубого бисера пришиваем голубой сутаж. Выводим иглу через каждую бисеринку, отступаем буквально 1 мм, и заводим иглу обратно в ту же бисеринку. Не нужно сильно натягивать нить, из-за этого сутаж может пойти некрасивыми волнами.
Обшиваем до конца и закрепляем концы сутажа на изнаночной стороне
Следующий ряд прошиваем золотым бисером и золотым сутажем. Иглу выводим только через верхний ряд голубого сутажа.
Пришиваем еще красный сутаж для контраста, захватывая при этом только слой золотого сутажа.
Теперь необходимо придать элементу законченный вид. Для этого сделаем завитки из голубого сутажа.
Пришиваем голубой сутаж до середины элемента, и закрепляем его несколькими стежками. Затем вшиваем голубую бусину так же, как мы делали это в начале, и прячем конец сутажа на изнаночной стороне.
С противоположной стороны проделываем то же самое. Между бусинами я оставила небольшое пространство специально, чтобы потом заполнить его золотым бисером
Заполняем пространство между бусинами бисером, и пришиваем одну голубую бусину и одну золотую бисерину. Сутажный элемент для одной сережки готов
Приступаем к самой ответственной части работы — оформлению изнаночной стороны. Думаю, не секрет, что неаккуратная изнанка способна полностью испортить впечатление об изделии. В сутажных изделиях изнанка в ее «первозданном» виде выглядит весьма и весьма непритязательно. Здесь я немного увлеклась, и не сделала фото, просто поверьте мне на слово.
Если просто закрыть изнаночную сторону кожей или фетром, то концы сутажа будут выступать, изнанка будет неровной и неаккуратной, поэтому я буду ее уплотнять. Для уплотнения использую плотную бумагу и мой любимый флизелин.
Обвожу сутажный элемент по контуру на бумаге. Затем отступаю внутрь 2-3 мм и рисую внутренний контур. Поверх уплотнителя будет слой из фетра, поэтому уплотнитель должен быть чуть меньше, чем сутажный элемент.
Вырезаю получившуюся фигуру, и проклеиваю ее несколькими слоями флизелина, затем обрезаю излишки флизелина ножницами.
Приклеиваю получившуюся фигуру на изнанку сутажного элемента (использую клей «Момент Кристалл», и пришиваю коннектор так, чтобы он оказался между сутажным элементом и флизелиновым уплотнителем.
Затем приклеиваю элемент на кусочек подходящего по цвету тонкого фетра (я взяла ярко-голубой). Приклеивать сутажный элемент на фетр нужно символически — это нужно только для того, чтобы можно было без труда оформить край элемента бисером. Следите за тем, чтобы клей не проступал сквозь фетр на изнаночную сторону, клея нужно совсем немного.
Теперь можно аккуратно вырезать элемент, на этот раз вырезать нужно с припуском в 2-3 мм так, чтобы изнанка была чуть больше, чем сутажный элемент. Лучше оставить больше фетра, чем меньше, поскольку излишки фетра можно подрезать после того, как он будет пришит. В том случае, если размер фетровой изнанки будет меньше сутажного элемента, при пришивании изнанка «стянется» или даже порвется.
Теперь обшиваем край сутажного элемента голубым бисером американским способом, захватывая верхний слой сутажа (голубой) и верхний слой подкладки (фетр). После этого изнанка выглядит следующим образом, и теперь можно не волноваться, что она отклеится или сползет.
Осталось прикрепить швензу, и сережка готова. Я не использовала соединительные колечки в данном случае, так как готовое изделие показалось мне достаточно длинным и без них.
Также, серьги получились статичными из-за того, что коннектор тоже вшит, а не крепится на колечках, но мне кажется, что в данном случае это — плюс. Сутажные серьги очень легкие, несмотря на свои крупные размеры, поэтому они могут легко разворачиваться. Статичность позволит серьгам сохранять правильное положение относительно лица постоянно.
Аналогичным образом шьем вторую сережку, и носим с удовольствием
Какая-то цыганщина. Неужели кто-то носит такое?