Карманный словарь художника: "Алла прима"
Карманный словарь художника: "Алла прима"
Алла прима (от итальянского a la prima — «с первой попытки») — это техника живописи, в которой художник пишет картину за один сеанс, до полного высыхания красок.
Чтобы добиться нужного результата в технике алла прима живописец должен работать быстро и уверенно. Нанесение второго слоя краски по сырому, еще не высохшему первому требует от автора особого мастерства и интуитивного понимания сути процесса.
Алла прима оптимально подходит для написания картин в динамичной и экспрессивной манере. В руках мастера она удивительным образом помогает раскрыть новые возможности традиционных живописных материалов: масляных или акварельных красок.
Алла прима известна в изобразительном искусстве с XVI века. Изначально ее применяли во вспомогательных целях: при написании портретных эскизов или пейзажных этюдов. Впоследствии живописец на основе имеющихся набросков в своей мастерской в течение длительного времени создавал законченное произведение. Но уже столетие спустя отношение к технике изменилось. Ее начали использовать в качестве основного способа написания картин многие выдающиеся мастера барокко, а затем и рококо.
В середине XIX века алла прима пережила подлинный расцвет благодаря, в первую очередь, Клоду Моне (Claude Monet). Один из основоположников импрессионизма сумел разглядеть огромные возможности этой техники для передачи на холсте мимолетных впечатлений автора. Классическим примером творчества Моне можно без сомнения назвать картину «Впечатление. Восход солнца», написанную великим мастером именно в такой манере.