Вяжем яркие мистические мандалы
Вяжем яркие мистические мандалы
К сожалению, современное отношение к мандале, как к простому атрибуту ритуальных мероприятий и приписываемые ей таинственные магические свойства, обусловили у одних людей безоглядную веру, а у других – скептическое отношение. Но, если покопаться в исторических предпосылках, разобраться в физиологической стороне реагирования человека на подобные системы, то пропадает мистика и приходит понимание!В современной западной культуре это слово приобрело свою популярность главным образом благодаря тому, что в ХХ веке мандалы, с лёгкой руки К.Г. Юнга, стали широко использоваться в психологической практике. Стоит заметить, что Карл Юнг признан не только в мире психологов, но и физиологами, психофизиологами, психотерапевтами, психиатрами (уверяю, эти люди не терпят мистики)! «Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок -мандалу, которое в тот момент выражала моё внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня».
«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что всё, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а— назад, к некоему исходному Центру».Как форма, имеющая отношение к основам бытия, мандала известна и применялась во всех культурах, хотя сам термин «мандала» является термином восточной духовной культуры, отражающий особую философию и мировоззрение Востока, которые определяют и соответствующие особенности использования тех «психологических инструментов», которые называются термином «мандала».В каждой культуре существуют своё понимание, своя терминология, своё назначение, своё воплощение и способы применения круговых изображений. Большинство из них имеют культовый, сакральный, космогонический характер: мандалы и янтры восточных традиций; мандорла (от итал. mandorla «миндалина») в образах как западной, так и восточной христианской традиции; лабиринты; многочисленные яргические знаки-свастики; славянский календарь; магические круги алхимиков и оккультистов; зодиакальный круг; святилища, хороводы и ритуальные танцы с круговой организацией танцующих; ба-гуа и круг существования (инь-ян) китайской традиции; культовый предмет ацтеков «камень солнца»; города-храмы (например, Аркаим) и т.д. При этом есть и то, что их все объединяет – объединяет их самое существо круга как символа совершенной целостности, объединённости, защищённости, зарождения нового.И в Православии существует множество мандал. Например, иконы «Неопалимая купина», «Всевидящее око» являются самыми настоящими мандалами. Мандала нисколько не противоречит и не оскорбляет ничьих религиозных чувств, поскольку является не религиозным термином, а «техническим».
Суть мандалы глубоко психологична и символична, и именно поэтому мандалы есть во всех культурах и религиозных системах. Она не только не противоречит идеям Православия, но напротив, Православие очень активно использует эти принципы.
Даже сама суть икон стоит в тесной связи с буддийскими мандалами, которые воспринимаются не иначе, как домом божества. Так ведь и икона есть изображение Лика Божьего и используется она именно для установления внутренней связи с Богом.Наиболее полного теоретического и практического развития мандала достигла в Индии и Тибете - и как жанр искусства, и как ритуальный медитативный символ. Один из древнейших мандальных геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма – это Шри-Янтра.
Исследователь А.П.Кулаичев так пишет о Шри-Янтре: «На сегодняшний день научно доказано одно, что Шри-Янтра действительно обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ».