Вырезаем деревянную ложку

Вырезаем деревянную ложку

Я вырезаю ложки из древесины, которую нахожу вокруг. Поваленные ветром деревья в роще, спиленные ветки в городе, подходящие доски на свалке — все то, что обычными людьми воспринимается как мусор, для меня может быть полезно. Очень многие просили меня рассказать о том, как я делаю деревянные ложки. Некоторым просто любопытно, другие проявляют профессиональный интерес, задают вопросы или дают советы, которым я всегда искренне рад. Я написал эту статью, чтобы поделиться своими знаниями и обрести новые. Это одна из серии статей, которые были написаны мною скорее для начинающих резчиков, причем ориентировался я в основном на англоговорящую аудиторию. Теперь пришло время перевести их обратно на русский язык и адаптировать для нашего читателя. Что ж, в добрый путь.

Мой подход вряд ли так уж сильно отличаются от приемов работы других мастеров, но он формировался и развивался годами экспериментов, практики, десятками порезов и натертых волдырей. Были созданы сотни изделий из дерева, и на каждом я учился, совершенствовал свои подходы к заготовке и обработки древесины.

Несколько основных принципов 

Отбор древесины 

Появление готового изделия (к примеру, ложки для еды) предваряет несколько этапов, первый из них - выбор древесины. Мне нравится найти подходящий кусок дерева, который со временем просто будет уничтожен природой или человеком. Я говорю об упавших деревьях, обрезанных или сломанных ветках. Очень часто использую древесину абрикоса, это мое любимое дерево, произрастает оно в моем краю в избытке. Но в принципе для вырезания подходит большинство лиственных пород и даже некоторые хвойные. Вот примерный перечень сортов, которые могут быть использованы: береза, вишня, яблоня, шелковица, крушина, скумпия, орех — как видите, это может быть почти любая древесина.

Древесные волокна и острота ножа 

Следует использовать ножи с очень острыми лезвиями. Многим они покажутся чрезвычайно опасными. Да, так и есть, подобным ножом можно достаточно сильно пораниться. Но один из основных уроков, которые я усвоил из практики, заключается в том, что чем острее лезвие ножа, тем он безопаснее. Почему?

Нож — основной инструмент резчика, он должен обеспечить возможность аккуратно и точно срезать древесные волокна. Тупое лезвие не способно легко резать древесину, особенно когда нужно делать это под определенным углом, когда нож уходит по направлению древесных волокон и может привести к сколам или разрывам волокон. Кроме того, резчик, пытающийся работать тупым ножом, просто борется с деревом, применяя излишнюю силу. Именно это может привести к соскальзыванию. Даже тупой нож, соскользнувший от приложенной к нему силы, все равно остается достаточно острым для того, чтобы нанести серьезные порезы или случайно повредить ложку. А остро отточенное лезвие просто направляется под нужным углом и без проблем рассекает древесину.

Понимание структуры дерева и направления волокон является очень важным аспектом. Резчику часто приходится менять направление реза, в противном случае лезвие «впивается» в волокна, это может привести к неприятным сколам. Способность видеть и понимать древесные волокна может помочь избежать этой проблемы, но даже относительно неопытный резчик может миновать многих подобных проблем с помощью остро отточенного лезвия. Тем не менее, структура древесины может быть очень замысловатой, поэтому никогда не нужно торопить процесс.

Техника резьбы имеет значение

Некоторые резчики, особенно начинающие, используют достаточно вольный и размашистый метод резьбы, который внешне выглядит впечатляюще, но на самом деле может привести к серьезным ошибкам и травмам. Я предпочитаю технику резьбы, которая гарантирует, что мое лезвие режет только то, что я хочу. Назову ее техникой контролируемого реза. Я сознательно ограничиваю движение лезвия, а именно то, насколько далеко оно может двигаться при каждом резе. Это предохраняет лезвие от слишком сильного заглубления или даже застревания в волокнах. Технике контролируемого реза я посвятил отдельную большую статью.

Вырезаем деревянную ложку: процесс 

Формируем деревянную заготовку 

Аккуратно распустить бревно на части — это довольно непростой процесс, может в будущем я посвящу этому отдельную статью. А пока опишу как вырезаю ложку из куска дерева, который уже обрезан до нужного размера.

Резчики начинают с заготовки, оформленной до грубого контура предполагаемой формы ложки. Для начала необходимо тщательно осмотреть заготовку, чтобы убедиться в ее целостности, определить те области, которым может потребоваться уделить особое внимание в процессе работы. Я говорю о всевозможных свилеватых участках, где волокна расположены хаотично.

Для начала рисуем карандашом форму будущей ложки. Кстати, можно использовать не только карандаши: ручки, маркеры, мел — всё, что привычно и удобно в работе. Многие используют заранее подготовленные картонные шаблоны, чтобы каждая ложка, которую они вырезают, имела абсолютно ту же форму, что и предыдущая. Можно разработать свою форму или использовать готовую из Интернета. Разных шаблонов в сети предостаточно. Лично я предпочитаю создавать контур ложки вручную, чтобы каждая была уникальной.

Есть несколько субъективных факторов, которые влияют на выбор формы ложки. Предполагаемое использование — это, конечно, основное, но в игру вступают и другие. Даже погода и настроение могут оказать влияние на мои творения. Они на самом деле воплощают мои мысли, чувства и предпочтения. Недаром говорят, что каждая ложка несет на себе отпечаток души ее резчика.

Нарисовав желаемый контур ложки, я начинаю постепенно срезать лишнее дерево, медленно приближаясь к нарисованным линиям. Цель моей первой серии резов — добиться общей формы в горизонтальной плоскости.  

Постепенно, слой за слоем, срезается вся древесина за пределами нарисованных линий. Это важный этап. Необходим очень острый нож и твердая рука, чтобы гарантировать чистые резы, которые ненароком не удалят лишнего.

Вырезание контуров ложки: функциональность и эстетика

Итак, мы оформили горизонтальный контур намеченной ложки. Далее обрабатываем верхнюю сторону, формируя удобный изгиб ручки относительно лопасти и верхний уровень чаши. Иногда стоит оставить пару-тройку не срезанных миллиметров для возможной подгонки — по мере вырезания я могу следовать за структурой древесины и немного корректировать первоначальные планы, чтобы улучшить окончательные контуры формирующейся ложки.

Качественно сделанная ложка должна быть удобной в использовании. Практически любая, имеющая ручку и лопасть, может быть функциональной, но речь именно об удобстве. Помимо этого, приложив некоторые дополнительные усилия, её также можно сделать и красивой. Всегда стараюсь сделать ложку не только удобной, но и визуально приятной.

На протяжении многих лет экспериментов с формами и профилями ложек, я искал идеальное сочетание удобства и привлекательности. Хотя каждая ложка уникальна, для себя я выработал несколько вариантов контуров, которые удовлетворяют как требованиям функциональности, так и моим субъективным критериям красоты. Один из таких вариантов показан на фотографиях этой статьи. Хотя конечно же стараюсь постоянно экспериментировать, искать что-то новое, ещё более удобное и красивое.  

Вырезание лопасти ложки

После того, как внешний контур максимально оформлен, можно переходить к лопасти. Цель — вырезать внутреннюю полость чаши, придать ей гладкую и симметричную поверхность. По моему мнению, именно на этом этапе и происходит рождение ложки.

Чтобы вырезать вогнутую часть лопасти, я использую полукруглую стамеску или ложкорез. Мой выбор инструмента будет зависеть от вида дерева, глубины чаши и от того, влажная или сухая древесина. С точки зрения конечного пользователя, как правило, не имеет значения, какой инструмент использует резчик, главное, чтобы результат был хорошим. Но с точки зрения мастера важны аккуратность, точность и безопасность, так что рекомендую использовать наиболее привычный инструмент. Я люблю полукруглые стамески, так и не довелось толком освоить работу ложкорезом. Кстати, выборка вогнутой области — опасное мероприятие, не стоит торопиться.

Некоторые резчики используют зажимы или струбцины, чтобы закрепить заготовку. Я предпочитаю держать ложку в одной руке, а другой вырезать. Это дает мне полный контроль над процессом и позволяет чувствовать дерево во время работы. Стараюсь никогда не спешить, это приводит к ошибкам. Не нужно срезать сразу толстый слой дерева, как бы не хотелось поторопиться. Я нарезаю тонкую стружку, такую тонкую, что почти прозрачную. Мне нравится сам процесс резьбы, и каждый рез доставляет огромное удовольствие.

Знаю, что некоторые мастера вырезают чашу в самом конце создания ложки. То есть оформляют все контуры, включая ручку, а в самом конце приступают к выборке. Делая это, они жестко следуют заданному профилю относительно глубины. Для себя я сформировал немного другую манеру, которая дает мне дополнительную свободу действий. Оформление обратной стороны лопасти остается на закуску, а я ориентируюсь на рисунок текстуры дерева (и моё настроение), формируя окончательную глубину и профиль выборки. На мой взгляд, такая гибкость позволяет создавать более интересные и красивые формы.  

Формирование ручки

Следующим этапом дорабатываются ручка ложки и обратная сторона лопасти. Ручка — это, наверное, самый творческий аспект всего процесса. От ее формы и изгиба будет зависеть, насколько удобно лежит ложку в руке. На этом этапе я представляю человека, который будет ею пользоваться, как часто он или она будет это делать и какие замечательные блюда ложка поможет приготовить или съесть. Также думаю о том, будет ли владелец любоваться ложкой каждый раз, держа её в руке, и поминать меня добрым словом.

Ручка может быть украшена декоративной резьбой или узорами в технике колросинга. Эти элементы ограничены только моей фантазией. Если я делаю обычную ложку для повседневного приема пищи, то могу сосредоточиться на функциональности и сделать простую ручку с минимальными украшениями или вообще без них. Ложка, показанная в этой статье, именно такая — ее красота в древесине и в удобстве.  

Внешняя часть лопасти

Обратная сторона чаши требует работы очень острым ножом. Перед тем, как браться за дело, я подвожу лезвие на кожаном ремне с полировальной пастой. Здесь важен буквально каждый рез. На этом этапе можно сделать изящное изделие или безвозвратно испортить его, сведя на нет ценность всех предыдущих этапов. Постепенно, шаг за шагом удаляя тонкую стружку, я постоянно контролирую результат пальцами, чтобы добиться такой толщины стенки, которая позволит совместить в готовой ложке изящность, легкость и достаточную функциональную прочность. От самого первого реза до окончательной отделки каждый этап требует всё большей и большей точности и тщательности. Здесь нет места грубым размашистым движениям. Полный контроль и отсутствие спешки — вот залог успешного завершения работы.  

Сложная переходная часть

Следующий этап — это область перехода от лопасти к ручке на обратной стороне ложки. На первый взгляд может показаться, что это простая и быстрая задача. Но, на мой взгляд, она особенно важна, поскольку эта часть ложки представляет собой область с наибольшей массой древесины. Именно здесь сложнее всего найти баланс между элегантностью и функциональностью. Легче всего было бы оставить там большую толщину, гарантируя, что ложка выдержит интенсивное использование. Техническая сложность заключается в обеспечении прочности при создании элегантной кривизны, именно это превращает изделие в произведение искусства. Я никогда не тороплюсь, а мой нож (повторюсь в который раз!) всегда очень острый.

Изящные кромки

Как только переход от ручки к лопасти завершен, приходит время оформления красивых кромок по всей ложке. В нашем случае я оформил кромку по обеим сторонам ручки , чтобы она плавно перетекала в окантовку лопасти. Безусловно, на этом этапе можно экспериментировать и пробовать различные варианты. Возможно, вам понравится сделать неширокую кромку или, наоборот, кто-то может предпочесть более выраженную. Некоторым могут понравиться закругленные края. Это вопрос художественных предпочтений и обычно не касается структурной целостности ложки. Но нужно принимать во внимание один важный момент: если на этом, фактически финальном, этапе оформления вы ошибетесь, то рискуете перечеркнуть всю предыдущую работу и испортить ложку. Еще раз повторю: не торопитесь и убедитесь, что ваш нож очень острый.  

Шлифовка

Как только все предыдущие этапы пройдены, можно считать ложку завершенной. Она несет на себе следы работы ножа в виде фасок, что само по себе тоже очень красиво. Некоторые резчики тратят немного больше времени, сглаживая углы, удаляя неровности, доводя поверхность до более гладкого состояния, но все еще с видимыми гранями от работы ножом. Другие же предпочитают использовать наждачную бумагу, чтобы сделать поверхность совершенно гладкой и приятной наощупь. В большинстве случаев, именно этот вариант предпочитаю я.

Начиная с наждачной бумаги среднего зерна (в основном, это 120), перехожу к более мелкой (400, 800...). Весь процесс выполняется вручную, и шлифовка нередко занимает почти столько же времени, сколько процесс резьбы. Но, на мой взгляд, это того стоит. После того, как ложка отшлифована, а я удовлетворен результатом, пришло время декорирования ручки и финишной отделки.  

Финишная отделка

Финальная отделка включает в себя покрытие маслом, полировку и окончательную обработку специальной мастикой. Я наношу несколько слоев масла «Белинка» или обычного льняного масла. Затем, после впитывания и высыхания (как правило, на следующий день), приступаю к полировке поверхности очень мелкой наждачной бумагой (1000 зернистости). В самом конце наносится и активно втирается слой самодельной мастики. В ее составе льняное масло, пчелиный воск и твердый карнаубский воск. Можно использовать мягкую ткань или бумажную салфетку, чтобы втереть мастику и отполировать ложку до глянцевого блеска. Этот процесс не только окончательно защищает древесину, но и подчеркивает красоту ее рисунка. В результате получается легкая, элегантная и прочная ложка. Каждая из них уникальна своей красотой и неповторимым узором древесины.

Обратите внимание: на следующей фотографии хорошо видно, что я использовал кусок дерева с сучками. Эти области в древесине исключительно твердые и капризные, резать их довольно сложно. Но именно такие особенности делают каждую ложку уникальной и привлекательной.

Хочу специально отметить, что методика, описанная в этой статье, является лично моей, сформированной за годы практической работы с деревом. За это время создано несколько сотен ложек различного назначения, формы, длины, из разных сортов древесины. Я знаю о том, что другие мастера имеют своё видение процесса, свой подход и инструментарий. Ни в коем случае не считаю свою методику единственно верной, отношусь к каждому мастеру с уважением.

Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
Вырезаем деревянную ложку
вырезаем деревянную ложку, ложка, ложки, деревянная ложка, деревянные ложки, доска, доски, из досок, дерево, из дерева, древесина, из древесины, молоток, отбойный молоток, забивать, забил, забить, отвертка, отвертки, изолента, скотч, малярный скотч, маркер, маркеры, пила, пилить, плоскогубцы, перфоратор, шуруп, шурупы, гвоздь, гвозди, дрель, сверло, сверла, сверлить, чертеж, схема, проект, рукоделие, рукодельница, рукодельницы, творчество, увлекательное творчество, творение, творить, творить вместе, творим вместе, мастерить, мастерим, мастерим вместе, талант, талантище, шедевр, идеал, идеально, идеи для вдохновения, вдохновляющие идеи, вдохновение, выбор, лучший выбор, приятный отдых, расслабиться с пользой, релаксация, релакс, радость, счастье, своими руками, красота, красотка, молодец, молодца, идеи, идея, необычные, воплотить в жизнь, реализовать, реализация, свободное время, удовольствие, удовольствие от творчества, творческий потенциал, золотые руки, золотые ручки, ручная работа
Мне нравится
Загрузка...
Нет комментариев