Валяние тонкого палантина с объемными маками в 3D технике
Валяние тонкого палантина с объемными маками в 3D технике
Основа этого палантина — излюбленный мною материал — шелковое покрывало, оно же в сети одеяло, оно же полотно, оно же вата! (часто спрашивают так после фото мастер-класс по технике "Крыло стрекозы")
Поясню немного здесь Этот материал бывает двух видов: первого и второго класса. Первого — я использовала в этом палантине. Он мягче, белее и нежнее. Если понять бОльшую разницу, то первый класс получается путем дальнейшей обработки полотна второго класса.
Полотно второго класса — как раз лучшее для техники "Крыло стрекозы" .
Оно более плотное, само волокно толще и прочнее, если сказать нашим языком валяльщицы, то тонина тончайшей шелковой нити побольше, чем у первого .
В этом мастер-классе я присоединила технику объемного декорирования цветами в 3D варианте, на моих платьях с маками выполнено именно так, вопросы по этому поводу имеются — значит, нарисуем ответ
Материалы ,которые были использованы в предлагаемом палантине: около 20 грамм полотна шелкового; грамм 25 мериноса натурального цвета тонины 18 мк; шелк натуральный средней плотности непрозрачный — эксельсиор крашеный; микс шерсти и шелка; волокна для декора и чуток нитей фактурных. Каждый раз удивляюсь: как из кучки материалов появляется нечто носибельное, принимающее форму
Суть получения полотна самого палантина такова: первый слой — несущий — это шелковое покрывало, второй слой — шерсть, третий — вискоза. Раскладка прямая, т.е. красивости выкладываем на лицевую сторону прямым способом.
Растяжка шелка всегда вызывает трепет и боязнь, на самом деле там все просто. Главное хорошо отделить и аккуратно вытянуть из общего куска требуемую толщину полотна. Растягиваю на столе (пленками пупырчатыми я не пользуюсь, мне нравится работать на армированной пленке, прикрепленной прямо к столу). Фанатизм тут не уместен, как раз хорошо бы оставлять, где-то поажурней, где-то волну плотности, но стараться без больших просветов, хотя и это никто не запрещает
На правом нижнем фото большая стрелка указывает на соединение двух кусков шелка, а две маленькие стрелочки на направление растяжки, т.е. стрелочками показаны места соединения двух полотен шелкового полотна. Края не просто стыкую, а натягиваю поочередно один край на и под другой. Туда-юда (вперед-назад) вытягивая волокна, чтобы на выходе не было рубца в месте соединения.
Растянула полотно шелковое, побрызгала водой, чтобы тончайшие волокна шелка не торчали и не цепляли потом мою раскладку. Начала с периметра. Проложила дублирующий первый слой. Очень тонко и равномерно, средней ширины пасма. Разный угол наклона в фото наглядно помогает показать раскладку. Потому что свет отражает по разному в обоих вариантах и можно уловить прозрачность и в то же время равномерность раскладки.
Далее покрыла всю площадь раскладки шерсткой. Какой угол направления пасмы, и будет ли он на данном палантине, не важно вообще. Все зависит от задуманного размера итогового палантина и размера вашей рабочей поверхности. Благодаря исходным материалам, в любом случае полотно будет пластичным, мягким и в то же время прочным. Тут же я поясню, почему не 16 микрон и почему не 21. В 16 микрон шерсть сюда не подойдет из-за своей бОльшей тонкости, не будет пружинистости и объема ,который хотелось бы получить в результате работы. Но если вы все-таки захотите поработать в данном варианте раскладки с 16 мк или с 14, то кладите с меньшим шагом, иначе не хватит силы" качественно удержать красОты и вискозу. 21 микронная шерсть хороша по своему, но сюда не подойдет -по излишней, для этого варианта ,своей толщины и пружинистости ,не будет хватать пластичности и легкости ,да и лохматость" повышенная будет :) Это только мои рекомендации и опыт
Я решила сделать раскладку рядами под углом примерно 45 град., выкладывая по длине полотна, чтобы сел мой палантин больше по ширине, чем по длине.
Пасмы равненькие, средней ширины, с нахлестом в 1,4 пряди.
После того как всю поверхность разложила, по периметру прошлась дублирующим слоем шерсти.
Итого слоев шерсти : 1— по периметру, 2 — вся поверхность, 3 — по периметру.
Настало время цветов
Произвольно отрезала от куска ткани круг, прикинула какой глубины будут трепетать лепестки и на расстоянии промокнула серединку. На фото справа это место отметила пунктиром.
Затем сформировала цветок прямо на столе, предполагая сколько будет лепестков 2-3-4...
Следующий этап — это шерстка в цвет ткани на цветок. Выкладываем её не вытягивая прядочки, а как бы отрывая, делая волокна шерсти более короткими для лучшего проникновения, сцепки и культурности на лицевой стороне. Активно видимая паутина из шерсти нам там не нужна.
Шерсть выложила в два слоя — по кругу, отступая от края лепестков и поперечными хаотичными короткими прядочками.
Прижала-примяла шерсть ладонью, подцепила и перевернула, аккуратно перенесла полуфабрикат на палантин, уточняю: цветной шерстью вниз :)
Затем очень важный момент! Он наглядно виден на нижнем фото справа — загибаем лепесточки, которые мы не хотим, чтобы при валялись наверх, на само тельце цветка. Этот способ снимает мороку с пленочным блокиратором по периметру. Т. к. складочная толщина ткани и небольшая сила 18 мк шерсти, не даст привалятся лепесткам ни к основе палантина, ни к основе цветка.
Уложила все цветки и все бутоны.
Следующим этапом будет слой белой вискозы .Совершенно тонкими прядками, нахлест минимальный. Вокруг цветов и бутонов аккуратно выложила, подводя под основу прядки вискозы. Обратите внимание на фото внизу, где бутон, я нарисовала направление и место белыми стрелочками.
После того как покрыла основу вискозой, приступила к дальнейшему декорированию. На этом палантине я использовала на стебли шерсть (на платьях я использую различные декоративные волокна), почему здесь шерсть? Потому что основа уже покрыта слоем вискозы, через неё очень трудно будет 18 мк шерсти в той тонкой раскладке, которая имеется, удержать качественно все красоты, придется дополнительно валять эти места — они задубеют и уплотнятся , а у меня тут идея иная
На серединки цветов смешала два цвета 18мк кардачеса.
Раскладка готова, приступила к мокрым процедурам.
Я работаю через сетку куском мыла и теплой водой (не горячей и не холодной). Горячая сваляет шерсть быстрее, чем она схватится с вискозой, а холодная будет долго просачиваться и склевать все слои. Довожу состояние мыла до кремообразного, снимаю сетку и прохожусь машинкой, не забывая дополнительно пройтись по периметру, прикладываю машинку вдоль края.
Заворачиваю в рулон, валяю до ощущения уплотнения (примерно раз 25-30), по рулону надо обязательно передвигать ладони, чтобы сила нажима при прокате была одинаковая и перекладываю руки от середины к периферии.
С другого края заворачиваю рулон на стороне шелка, кручу рулон до того же состояния-уплотнения.
Рулон разворачиваю, расправляю все складочки, дополнительно проводя манипуляции ладонью в плоскости по всей поверхности палантина.
После рулона полотно палантина уже держит все на себе и волокна шелка и вискозу и цветы. На этом этапе я оставляю всю работу отдохнуть, пусть полежит минут 30.
Полоскать ещё очень рано, но добавить мыла можно и нужно. Для этого я собираю все в кучу, брызгаю водой и добавляю мыло. Немножко вымешиваю, очень нежно, как десертное тесто, перебирая пальцы.
Надеваю другие перчатки и прохожусь подушечками пальцев — как бы встряхивая и прижимая к поверхности полотно палантина, расправляю лепестки, обращаю внимание на бутоны и серединки цветов, отдельно притираю с достаточной силой, прижимая к рабочей поверхности.
Валяю до того состояния, пока цветы хорошо сцепятся с основой. Для контроля можно приподнять работу за любой лепесток.
На этом этапе можно прополоскать изделие.
Снова намыливаю и убираю вытянутые края палантина. На фото ниже в верхней части я обвела белой нитью ту часть, которую необходимо окультурить. Для этого достала икеевскую пленку, сменила перчатки для лучшей сцепки и, положив ладонь так, чтобы указательный палец был на самом краю палантина (на фото рядом, чтобы было видно) возвратно-поступательными движениями с усилием, уплотнила край до нужного состояния.
Вытянутые края палантина надо обязательно увалять до пропорционального вида. На фото видно, что нужно прибрать.
Для этого складываем палантин пополам, совмещаю края и заворачиваю в плотный рулон, тут мне помогает китайская палочка, и валяю рулончик внутрь угла шарфа.
Дальше валяю палантин до полной готовности. Мне нравится тереть полотно частями друг о дружку, можно и об икейку, но тогда лучше со стороны вискозы. Полотно должно получиться крепким, упругим ажурным и тонким. Остановится можно уже на этапе, когда вы берете полотно между двумя сухими пальцами и пытаетесь сдвинуть внутренний слой шерсти, если он монолитен с внешними слоями вискозы и шелкового полотна, то работа готова!
Я поваляла ещё чуток в рулончике, нажимая только на края.
Дальше:
- выполаскиваем мыло,
- опускаем ненадолго в кислый раствор уксуса или лимонной кислоты,
- выполаскиваем в холодной воде; шелк и вискоза очень любят на окончательном этапе холодную воду,
- выжимаем воду,
- расправляем,
- гладим с двух сторон, если требуется — можно растянуть, полотно получается трикотажным,можно выгладить длинным и узким, либо короче и широким,
- придаем лепесткам живость и сушим в плоскости.
Я глажу обязательно с двух сторон и сухим, проверяя готовность, точно так же меж двух пальчиков.
Накидываем на свои плечики, любуемся собой — красавицей- рукодельницей Торцовые края по моей задумке живые, неровные, с выходящим шелком без шерсти, но на этапе притирки и разумеется раскладке — если есть идея сделать ровнехонькими торцы палантина — действуйте по намеченному плану.
Исходная раскладка 120 на 2000 ,итоговая — 50 на 150 .