Кулон-домик в форме желудя
Кулон-домик в форме желудя
Материалы: крупная шляпка от настоящего желудя, дощечка из древесины тика, кожаный шнур, серебряная проволока диаметром 0,8 мм, лак «Цапон», пропитка из смеси натуральных и синтетических восков, кусочек пластилина,клей эпоксидный двухкомпонентный «Момент», морилки водные, ацетон.
Инструменты: бор-машинка, различные боры, фрезы, шлифовальные насадки, лобзик ювелирный, круглогубцы, утконосы, кусачки для работы с проволокой, наждачная бумага № 800, 1000, 1500, зубочистки, тонкая кисточка, молоток для проволоки.
Время изготовления - примерно 3 вечера
Увидев анонс тематической недели «Уютные домики», мне захотелось сделать что-нибудь этакое. Планировала как обычно брошку вырезать, но погуглив как следует на эту тему, я решила, что fairy house в виде кулона - то что надо. Картинки с большими подвесными домиками в форме желудя мне понравились, осталось только уменьшить масштаб и адаптировать идею под мелкую резьбу.
От мысли вырезать шляпку самостоятельно я отказалась, времени жалко, да и в наличии есть великолепная крупная желудевая шляпка от «ненашенского» дуба. Размер шляпищи при виде сверху — примерно 25х28 мм.
Подобрана она была осенью в местном дендропарке под какой-то заморской разновидностью дуба с острыми резными листьями. По прочности шляпка наверняка уступает цельной древесине, но если кулон попадет в такие условия, что желудевая шляпка разобьется, то, думаю, и шляпка вырезанная из дерева также изрядно там пострадала бы. Поэтому в использовании натуральной шляпки большой беды не вижу, будем считать, что это фишка такая, чтобы изделие выглядело интереснее.
Стены дома-желудя я решила делать из тика. По цвету, наверное, неплохо смотрелась бы коричневая древесина яблони - равномерно окрашенная, похожая на настоящий желудь. Но мне захотелось «деревянистой» расцветки — полосок и крупных пор натурального дерева. Поэтому для резьбы выбрала доску, которая была мне продана под названием «тик лесной».
Беру лобзик и отпиливаю кусок тика, достаточный для вырезания желудя.
Теперь бор-машинкой начинаю сглаживать углы заготовки.
Моя задача — подогнать для начала «желудь» к имеющейся шляпке.
Постоянно примеряю шляпу, и обтачиваю тик. Желудь должен быть пузатенький, поэтому все сразу срезать не тороплюсь. Решила сделать фаску с одного торца, чтобы шляпка хоть как-то начинала налазить на пенёк. Режу всё пока черновой фрезой с крупной крестовой насечкой. Она отлично убирает объем древесины.
Тут попался на глаза мне кусок пластилина, иногда я формы какие-нибудь из него пролепливаю. И решила я сделать слепок с шляпки, чтобы представить себе наглядно нужный мне рельеф, и побыстрее закончить этап посадки шляпки. Слепок вполне себе можно было и не делать, потому как форма-то не особо сложная.
Кусочек пластилина был небольшой, поэтому цепляю хорошенько ногтями и вытаскиваю его из шляпки.
Подрезаю тик, приближаю его по размерам к пластилиновому слепку.
Шляпка домика наконец-то встала на место. Теперь делаю очертания желудёвого хвостика на втором торце заготовки. Это удобнее сделать крупным шарообразным бором.
В процессе работы постепенно приближаю общую форму заготовки к округлой форме желудя, но это получается между делом. А основной момент сейчас — наметить расположение дверки и окошка. Они задуманы рельефными и тут важно выдержать желудевую округлость между рельефными деталями, поэтому не стоит спешить сразу с выборкой фона и формированием окончательных стенок домика. Работаю различными мелкими борами.
Выглаживать стенки между рельефами оказалось удобнее всего бором-иглой. Это очень тонкий, острый бор. Отличная вообще штука! И отверстие вглубь материала проколоть может и плоскость чистит как нож по маслу.
Совет на будущее — если нужно «зарыться» глубоко в материал бором в форме шарика (а такие ямки приходится резать часто), то предварительно лучше просверлить отверстие маленьким сверлом или вот таким игольчатым бором. Шарик в узкой ямке перегревается и горит очень хорошо, можно подпалить древесину и окончательно затупить бор. А предварительное, даже небольшое, отверстие дает гораздо лучшие условия резания для макушки шарика, выбрать объем становится гораздо легче.
В размеченном окошке вырезаю некое подобие вставленной рамы. Ямки делаю маленьким круглым бором.
Постепенно выглаживаю весь желудь.
Примерка шляпы. Уже похоже на правду...
Дорабатываю дверь и хвостик желудя.
Что-то показалось, что хвостик больше на грудь похож...
Нет, не показалось. Так и должно быть
Теперь начинается истинно «ручная работа». Отрываю куски наждачки и выравниваю поверхности. После боров это нужно делать практически всегда, потому как следы от инструмента остаются и идеально ровной плоскости или криволинейной поверхности одними борами добиться сложно.
Прежде чем начинать шлифовку изделия нужно для себя решить, что лезвийными инструментами резать больше ничего не будем. Если потом резать фрезой или бором с зубьями, то зубья тупятся о микроскопические зернышки, застрявшие в древесине после шлифовки наждачкой, алмазным бором или силиконовой резинкой с абразивным наполнителем. Ну это в идеале. Мне лично проще докупить боров, чем строго придерживаться правил. Иногда бывает надо обрабатывать заготовку в обратном порядке. Хотя дорогие фрезы, конечно, стараюсь беречь.
Самое крупное зерно у наждачки 800. Ей работаю первой. Затем 1000 и 1500. Тик крупнопористый, достаточно волокнистый и мягковатый. Поэтому трех размеров наждачки тут достаточно, идеальной полировки все-равно не добиться, не тот материал. Более твердые породы древесины иногда приходится шлифовать начиная от №500 и до №2000, используя весь спектр номеров наждачной бумаги.
На свет смотрю, где еще тень неровная, где еще нужно подшлифовать поверхности.
Вращающейся кисточкой убираю лишнюю пыль, заодно кисточка слегка открывает поры дерева, и оно становиться еще фактурнее.
Почистила желудь, отложила в сторону.
Теперь начинается самое сложное для меня. С проволокой практически не работала. Из меди, в качестве тренировки было скручено несколько закорючек. Но дальше дело не пошло. Фантазии разбегаются и принять осознанное решение я не могу: куда крутить дальше, лучше влево? или вправо? а может вверх будет еще красивше?
Поэтому покажу, что я тут накрутила, но как мастер-класс по работе с проволокой не воспринимайте.
Проволока серебряная самая толстая у меня — диаметром 0,8 мм. Для бейла надо бы толще, но чем богаты... Для прочности и визуальной увесистости, планирую шнурок цеплять сразу за несколько изгибов. Отжигаю кусок проволоки, кручу произвольно, зачищаю все что можно. Вот что примерно получилось. Не то антенна, не то дым.
Для двери мне нужно дверное кольцо. Скрутила держатель для кольца, ну и собственно, само кольцо. Паять не буду. Хотелось бы, чтобы разрез кольца был незаметен под держателем. Поэтому кольцо превращаю в квадрат, чтобы не вращалось, а висело так, как мне надо.
В двери делаю бором-иголкой отверстие под держатель дверного колечка.
Примеряю кольцо. Примеряю, где бы воткнуть бейл. Непонятно ничего.
Поэтому настало время приклеить крышу к домику.
Делаю на вершине желудя небольшие отверстия под эпоксидку. Обезжириваю желудь и шляпку. Надо бы ацетоном, но лень его открывать, поэтому жидкость для снятия лака вполне подойдет. Размешиваю эпоксидку зубочисткой, приклеиваю шляпку, эта эпоксидка склеивает не мгновенно, но достаточно быстро.
Под шляпкой в глубине видны проступившие излишки клея. Поэтому через несколько секунд тыкаю зубочисткой в еще мягкую эпоксидку чтобы убрать глянцевый блеск, а матовый наплыв в этом месте совершенно не привлекает к себе внимания. По мне так лучше пусть наплвы наплывают, чем всё оторвется от недостатка клея.
Теперь шляпку надо бы облагородить. С хвостика неровности сняла, шляпку покрываю «Цапоном».
Лак типа синтетического шеллака. Прочности не придает, ложится ровно, соплей блестящих, так мне ненавистных в работах по дереву, тоже не дает. Минус — растворяется спиртом. Поэтому трогать изделие - только чистыми руками, не влажными от спиртовых лосьонов и т.п.
Далее сверлю в шляпке отверстие под бейл. Долго примеряю. На ниточке выверяю наиболее приемлемое положение завитков.
Как-то скучно получилось. (Сын сказал — 7,5 тебе баллов из 10, потому что домик не цветной.)
Беру морилку, разбавляю капельку морилки капелькой воды. Оттеняю дверь и окно темненьким. Потом красненьким, потом зелененьким. Думаете не заметно? Еще как заметно, древесина стала похожа на состаренную, обветренную. Домик, все-таки. Окно и дверь стали лучше выделяться.
На заметку:
Водная морилка — это вовсе не вода с краской. Запаха нет, но кислотно-щелочной балланс жидкости таков, что кожа рук изрядно пострадает при контакте. Поэтому я работаю аккуратно кисточкой. Держу желудь за шляпку. А если есть необходимость держать руками мокрое изделие — то только уж в резиновых перчатках. Откладываю кулон для просушки до следующего вечера. Теперь все серебро вклеиваю на свои места.
Затем покрываю домик-желудь восковым покрытием. Крышу-шляпку не покрываю. После просушки, через пару часов, кулон натираю до блеска мягкой салфеткой. Всё готово