Куклы как искусство
Куклы как искусство
Ни одна из кукол, созданных Ириной Верхградской, не способна оставить кого-либо равнодушным. Все они выглядят слишком живыми, настоящими, со своими эмоциями и чувствами.
Ирина родилась 1 августа в Норильске, потом переехала в Новосибирск, вышла замуж, родила двоих детей. Ее мама была швеей, которая сшила для дочери куклу и платья для нее, а вот новые игрушки делать отказалась. Чтобы получить желаемое, Ира сама научилась шить, создавая себе новых кукол с гардеробами. Полноценные сценки с участием кукол она начала делать в десять лет. Сначала девушка думала получить художественное образование, но потом неожиданно поступила на товароведа и устроилась на работу в книжный магазин.
Муж и двое детей не оставили Ирине времени на творчество, но она вернулась к нему в конце 80-х годов, когда не успевала купить подарки к Новому году. Тогда она сшила для сына Евгения куклу милиционера, а для дочери Марины – принцессу. После этого Ирину уже было не остановить. Она начала придумывать художественные идеи и технические приемы для воплощения их в жизнь. Образы для обстановки и костюмов Верхградская брала из книг, которые были у нее на работе. Постепенно она научилась не только шить, но и работать с пластиком и красками.
Сначала Ирина создавала сказочных персонажей, потом начала шить представителей разных исторических эпох, от которых перешла к портретным куклам. Эскизы она делала сама, срисовывая лица актеров с экрана. На создание образа уходило две недели, на шитье одежды – несколько дней. Только после того, как кукла была готова, она начинала делать интерьер, чтобы он соответствовал выбранной эпохе. Но самой известной поклонники называют коллекцию «Пожилые люди». Началась она с маленькой старушки в платочке, на которую Ира планировала потратить всего несколько дней, но слишком увлеклась процессом. И тогда она подняла проблему отношений поколений, сделав несколько «пожилых» кукол. В ее представлении они ведут разговоры, сидя на лавочке, отдыхают, пишут письма, занимаются хозяйством. И все они подкупают тем, что получились весьма трогательными и позитивными. И каждую сценку можно рассматривать очень долго, настолько они все детально сделаны.
На первом снимке, я подумала, что эта фотография самой Ирины Верхградской. Какие компазиции пронзительные, трогательные, реалистичные, берут за душу. Эти люди остались в прошлом веке. А ведь уровень жизни в стране определяется отношением государства к старикам и к детям !!!
Восторг и волшебство! Браво автору!