Фриволите иглой: мастер-класс
Фриволите иглой: мастер-класс
У каждого вида кружева своя история возникновения, свой, на протяжении столетий, путь развития. Чаще всего, он виден ясно и отчетливо, а порой, как в случае с фриволите, совершенно теряется. Когда возникло фриволите, сказать с уверенностью невозможно, но можно представить себе путь его развития.
История узелкового плетения, как и остальных видов плетения, бесспорно, уходит в далекое прошлое. Различны узлы, используемые приемы плетения, известны в древнейшие времена и у разных народов: они нашли применение для изготовления как сугубо утилитарных, так и изделий имеющих декоративно-прикладное значение — позументов, галунов и прочих басонных изделий.
Существует несколько версий возникновения этого типа кружева:
1. Морская или рыбацкая версия.
2. Восточная версия.
3. Итальянская версия.
4. Самодеятельная версия.
1. Морская или рыбацкая версия.
Некоторые считают, что узлоплетение — различные приемы плетения узлов, которые были, потом собраны усилиями представителей разных народов в искусстве макраме, — могло быть разработано моряками, которые были знакомы, по роду своих занятий, с узлами и разными плетениями из них. Считается, что еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, шнуры, узелковые талисманы (наузы). Моряки были знакомы и с сетями, в плетении которых применяются челноки и которые, довольно давно, отличаются от ткацких. В узловязании вообще, как и в макраме и в плетении сетей, в частности, нашел применение челнок. Сейчас такой челнок в русском языке носит название «иглица» потому, что он похож своей формой на швейную иглу. Первоначально и ткацкий челнок мог иметь подобную форму — «иглица».
Ученые спорят, в каком ремесле произошло изобретение этого революционного приспособления, до сих пор.
Считается, что в 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В конечном итоге это нашли свой путь к Европе и узловязание стало, как техника макраме, популярно для украшения мебели и одежды. Применялось узловязание и в вышивке в поздние средние века — Чосер даже упоминает о нем в своих «Кентерберийских рассказах» (1387). В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии — итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники.
Но «морская версия» не единственная версия развития узелкового плетения. В пользу «сухопутной версии» говорит то, что узелковые переплетения известны были не только морякам: достаточно вспомнить перуанское узелковое письмо или славянские наузовые обереги, кельтские и древнеармянские, древнеалбанские орнаменты. Есть мнение, что узелковое плетение возникло как примитивное заделывание нитей основы у куска ткани, снятого со станка, также как и другие виды кружева: игольное и плетеное, — начались с заделывания нитий основы... Такое случалось в человеческой истории, что одно умение возникало почти одномоментно и развивалось практически одновременно в разных уголках земного шара, казалось бы, не связанных друг с другом. Но у нас нет единой «сухопутной версии» — мы имеем их три, две из которых по силе приводимых аргументов в пользу каждой из них, можно считать равнозначными. Все три версии имеют одинаковую распространенность, но закончим мы наименее аргументированной. А «морскую версию», как версию возникновения такого узелкового кружева как фриволите в среде моряков, так же можно считать не состоятельной — но влияние мореходства на развитие и распространения узелковых плетений бесспорно.
2. Восточная версия.
Широко известное утверждение, распространившееся в Интернете, что фриволите, как вид кружевоплетения также пришел в Европу с Востока: «На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Именно на Востоке был изобретён челнок, который нашел применение и в ткачестве, а затем, с помощью которого стали создавать совершенно новые образцы искусного рукоделия. Первоначально челноки были большего размера и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью», — не лишено основания. Как уже говорилось, многое исследователи сходятся, что в Европу кружево попало из восточных стран, возможно из Ирана. В современном персидском слово «челнок» (Makouk) звучит как «маку» (в большинстве интернет-публикаций «макук» пишут как «манук», что является очевидной ошибкой). Самый древний челнок, по мнению некоторых иследователей, был найден в раскопках на территории современной Турции. В Турции также бытует свой характерный стиль фриволите называющийся «mekik oya», который, при имеет свои характерные стилистические отличия от европейского фриволите. Но нет достаточных оснований предполагать, что это было именно так: но очевидно, что в общем, кружево пришло с Востока. Некоторые исследователи относят корень «маку-» и к происхождению арабского слова «макраме» — и, как известно, в этой технике так же изготавливается кружево.
Но заимствование с востока, через Малую Азию было не единственным путем распространения товаров и знаний. Долгое время пресловутый «восток» для Европы находился на ... западе. На западе континента, на Иберийском полуострове, все средневековье находился халифат, имевший тесные связи с другими арабскими владениями.
Забегая в перед: еще одно косвенное свидетельство того, что ранние формы фриволите довольно сильно отличаются от современных, можно найти в первых изданиях, посвященных этому виду рукоделия. Там не было никаких «цепей» и работа состояла только из отдельных колец, которые были сделаны с использованием только одного челнока и затем связали или сшитые впоследствии вместе в мотивы или группы. Иногда кольца были сделаны с иглой, которая несла, вместо челнока, рабочую нить — это говорит ещё раз в пользу «восточной версии» — на Востоке широко распространено было игольное кружево и именно отсюда оно пришло в Европу.
3. Итальянская версия.
Эта версия объединяет в себе морскую версию: Средневековье пути с Востока на Запад лежали через Италию... Не стоит забывать и об обширном побережье Италийского полуострова. Связи с Северной Африкой, Ближним Востоком, Сицилией мавров, и Андалузским халифатом: о возможном попадании с кружева с Востока мы уже говорили, — так почему бы ему не прийти через Италию? Мы уже писали: считают, что в 17 веке узелковое плетение из Испании и Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Причем распространилось в виде плетения узелковых цепочек, которые применяли для вышивки. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. С другой стороны, в Европу кружево попало из восточных стран.
Роль монастырей до конца не ясна, но предполагают, вероятно, монахинь, столько форм, кружева и рукоделия обязаны своим существованием монастырей. Например макраме.
4. Самодеятельная версия.
По этой версии считается, что в отличие от других видов кружевоплетения и, в частности кружевоплетения на коклюшках, которые возникли и развились в ремесленной среде, техника фриволите возникла в XVIII в., в домашних условиях. Это самая привлекательная версия: она более всего мифологизированная, в ней множество прекрасных женщин, в том числе и коронованные особы, в её пользу обычно привлекают множество иллюстраций… — которые мы намеренны, привлечь для того, чтобы ее разрушить.
В Интернете можно встретить: «В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз — из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром», — противоречивое утверждение, основанное на недостоверных сведениях.
То, что нити, применяемые в кружевоплетении, тогда стали тоньше, отмечают все исследователи: это связано как с модой (отказ от золотых и серебряных нитей), так и удачной селекцией льна, прогрессом в области техники прядения: фриволите не могло остаться в стороне, — если бы техника фриволите существовала или оформилась в вид рукоделия и достигло бы товарного производства.
Что известно о том периоде? — Известно то, что кружева были в моде, возникали новые центры изготовления кружева (в том числе, и плетением), совершенствовались и развивались технологии. В письменных источниках термин фриволите (и равновеликие с ним) не встречается, а в английском языке встречается как «knot», «knotting» и равнозначные.
В это время челночное рукоделие считалось элегантным, аристократическим занятием для дам высшего общества. Этим рукоделием не гнушались и коронованные особы. B Англии и Франции это было любимое времяпрепровождение придворных дам. В модном свете эпохи Просвещения дама никогда не сидела с пустыми руками. Вы можете подумать, что желание «занять чем-то руки» было связано с необходимостью совместить приятное с полезным. Праздность, как её тогда понимали, была не в моде. Вполне возможно, что часть родовитых дам руководствовалась не высокими идеями эпохи, а лишь своим тщеславием и модой.
Дама пользовалась либо веером или своим челноком для завязывания, чтобы продемонстрировать руки, запястья и, показать их изящество и своё трудолюбие. И челнок для завязывания был модным аксессуаром, который стоил похвалы, и руки во время вязания узлов можно было представить очень выгодно - они казались более стройным и тонкими. Действительно, завязывание было очень популярно в этих кругах, т.к. не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести пустые, легкомысленные беседы при этом. Естественно челноки были очень большие и дорогие, изготавливались они таким образом, чтобы их могли рассмотреть любопытные. Челноки могли быть изготовлены из слоновой кости, черепахового панциря или перламутра, инкрустированы золотом и серебром. Челноки были популярными и желанными подарками: 1745 году свадебном подарке инфанты Марии Терезии было пять шкатулок из эмалированного золота, в каждой из которых лежал золотой челнок. У Мадам де Помпадур была коллекция золотых челноков, в которой каждый был украшен драгоценными камнями.
Челноки переносились в маленьких, завязывающихся сумочках, напоминающей большой кисет, которые были также богато декорированы и даже могли быть украшены драгоценностями. Светскую даму было без подобной сумочки и не увидеть. На старинных портретах дамы, зачастую позировали с челноками в руках как, на пример, королева Шарлотта. Ее портреты часто приводят в виде примера типичного изображения дамы с плетением фриволите.
В возрасте 17 лет она стала супругой короля Великобритании, Георга III. Королева Шарлотта очень любила искусство и, в частности, оказывала поддержку своему учителю музыки Иоганну Кристиану Баху (сыну знаменитого композитора) и Вольфгангу Амадею Моцарту, который в возрасте 8 лет посвятил ей один из своих опусов. Она также широко занималась благотворительностью. Королева хорошо знала ботанику и участвовала в создании Королевского ботанического сада. Считается, что королеве Шарлотте принадлежит рецепт сладкого десерта из яблок, запеченных в тесте (шарлотки).
На картинах Бенджамина Уэста «Королева Шарлотта с дочерью» (Benjamin West, Queen Charlotte with Charlotte, Princess Royal, 1776) и «Королева Шарлотта» (Benjamin West, Queen Charlotte, 1776) видно челнок для плетения узелков в правой руке королевы. Некоторые думают, что на этих портретах в левой руке королевы Шарлотты не что иное, как кольцо фриволите. И некоторые утверждают, что на указательном пальце левой королевы руки видна нить, которая тянется из сплетённого фрагмента кружева. На самом деле такие утверждения — нелепица не меньшая, как и утверждение, что королева придумала рецепт «шарлотки».